Возродиться из пепла

Малый бизнес на пороге нового года

01 января 2021

Тяжелый год, серьёзные потери – особенно для малого бизнеса. К августу 2020 Россия потеряла

1 млн. 95 тыс. 423 микро-, малых и средних предприятия (МСП), или почти каждый пятый бизнес в этом секторе, сообщало информагентство ТАСС.  Однако каким бы трудным ни был ушедший год, с наступлением нового года принято строить планы и загадывать желания. Загадаем: пусть малый бизнес возродится из пепла, как чудесная птица Феникс. И надеяться людям, занимающимся малым бизнесом, придётся прежде всего на себя.

Чем отдавать долги? 

Государство помогло малым предпринимателям, но в основном эти меры носили характер отложенных затрат: льготные кредиты, отсроченные налоги... И не случайно в октябре в интервью главы «Опоры России» Сергея КАЛИНИНА «Известиям» ему был задан вопрос: «Предприниматели активно используют долговое финансирование, кредитный портфель МСП превысил 5,2 трлн. Не боитесь ли вы, что малые фирмы скоро не смогут обслуживать долги?»

Действительно, с чего отдавать кредиты (даже если ставки по ним были чуть-чуть снижены)? С каких доходов платить за аренду тем видам бизнеса, которые вынуждены приостанавливать свою деятельность? И что делать с арендованными помещениями? Откажешься от аренды – а ведь она привязана к юридическому адресу компании, и как тогда его сохранить? И вообще, зачем он нужен, этот юридический адрес, почему его до сих пор не отменили? Почему сохранение компании упирается в этот вопрос?

 

Помочь системно

Очевидно, что кризис, связанный с ограничениями, возникшими в минувшем 2020 году, напомнил о системных проблемах малого бизнеса, обострил их и требует решения. Например, отмены совершенно непонятного (и с юридической точки зрения, и с позиции здравого смысла) юридического адреса. Бизнес сказал бы спасибо за решение таких надуманных проблем.

Было бы большой помощью  и выделение из муниципальных фондов помещений для офисов по сниженной арендной плате – для многих в пору вынужденного простоя аренда помещений стала неподъёмной, подталкивающей к полному свертыванию деятельности. А если помочь, предложить офис по сниженной арендной плате, глядишь и выживут многие компании…

В упомянутом интервью главы «Опоры России» ему был задан вопрос  о понижении главного целевого показателя нацпроекта по поддержке МСП — правительство решило снизить ориентир численности занятых в малом бизнесе — с 25 млн. до 23 млн человек к 2024 году. Действительно, что это означает? Что, по большому счёту, бороться за малый бизнес государство не очень-то готово? Что полагаться предпринимателям надо прежде всего на себя?

О сколько их, упавших в эту бездну…

Потери малого бизнеса огромны. Как отмечало в августе 2020 года  ТАСС со ссылкой на исследование аналитической службы международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, «за последние 12 месяцев в России закрылся каждый пятый бизнес. За тот же период в стране появилось 848,5 тыс. новых МСП. В результате за год общее количество МСП сократилось более чем на 240 тыс., или на 4,2% - до 5,6 млн. Это второе годовое падение подряд - в августе 2019 года количество МСП в годовом выражении уменьшилось на 1,4%. Таким образом, динамика сокращения числа МСП ускорилась в три раза. Количество микропредприятий уменьшилось на 4,3% (до 5,35 млн), малых - на 3,3% (до 218,5 тыс.), зато средних стало больше на 5,2% (17,6 тыс.)».

Какие же отрасли пострадали наиболее ощутимо? Как отмечала  «Газета.Ru» со ссылкой на исследование  базы «Картотека», «индустрия сервиса пострадала от пандемии сильнее всего». Утверждается, что чаще всего закрывались ИП, занятые в области розничной торговли в нестационарных торговых объектах и на рынках. По ситуации на начало декабря налоговая ликвидировала 14,7 тыс. таких предпринимателей.

Однако мы видим, что торговые точки закрывались не только на «нестационарных торговых объектах»: в больших торговых центрах можно увидеть немало погасших витрин и пустующих бывших бутиков, небольших магазинчиков – как поясняют продавцы, многих унесла ещё первая, весенняя волна пандемии.

Нетрудно представить, какие потери несёт образовательный и развлекательный секторы малого бизнеса, как подкосило компании в сфере туризма. Конечно, можно перевести некоторые виды деятельности (например, различные обучающие курсы) в формат онлайн, однако не все. Да и в целом качество удалённого обучения уже стало притчей во языцех: жалуются на падение уровня преподавания все, начиная от школьников (и младших, и выпускных классов).

Диверсифицируй это…

Возникает вопрос о бенефициарах ограничений, вызванных пандемией. Здравый смысл подсказывает, и без статистических выкладок понятно: это прежде всего сервис удалённого характера – доставка еды, различные онлайн-школы и прочая цифровая обслуга. Когда мы узнаём, что, по данным на август, в стране появилось 848,5 тыс. новых МСП, сразу предполагаем, что возникают новые компании именно здесь, в цифровой сфере.

Однако, как уже отмечено, перейти на такую форму деятельности может не каждый бизнес. Поэтому компаниям, попавшим под удар кризиса, остаётся всерьёз задуматься о перестройке своего дела, о его диверсификации – либо об окончательном уходе с рынка.

И что тогда делать, как жить? Искать наёмную работу? Однако рабочих мест тоже поубавилось. Конкуренция на рынке труда обострилась. Значит, надо оснащаться новыми компетенциями, дополнительными знаниями, навыками. Учить иностранные языки, вспоминать о собственных невостребованных талантах и способностях. Стряхнуть с них пыль, поставить на полочку и подумать – как сделать их полезными для других людей.  Идти вперед, развиваться и не сдаваться. Возрождаться из пепла, как птица Феникс.

С Новым годом, нового взлёта!

Фото "Свой проект"