Выйти на миллионы клиентов

Наше место под солнцем цифровой торговли

16 ноября 2020

Чтобы занять свою нишу на мировом рынке электронной торговли, надо обрести конкурентные преимущества, предложить что-то новое. Такие попытки делает Торговый дом «Руста» в содружестве с Союзом работодателей Западного административного округа столицы и Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей).  Партнеры запустили маркетплейс ABCtica, призванный вывести на рынки, в том числе мировые, отечественных производителей товаров и услуг.

Проект ориентирован на поддержку небольших российских компаний, пока не имеющих опыта международной торговли и достаточных ресурсов для представления и продвижения своей продукции.

 

Актуально и патриотично

Концепция проекта сверхактуальна и глубоко патриотична. Задуманный ещё до начала пандемии, проект ABCtica сейчас выглядит особенно своевременным: малый бизнес попал под сильнейший удар, и нуждается в поддержке как никогда ранее.

Россия отстала от лидеров международной цифровой торговли. И сегодня чрезвычайно актуально восполнить этот зияющий пробел – не только вернуть упущенное, но и занять место, подобающее значению нашей страны. С этой точки зрения поддержка малого бизнеса в выходе на экспорт выглядит не только экономически необходимой, но и глубоко патриотичной.

Мировой рынок электронных продаж за последние десятилетия мощно рванул вперёд. Подлинный монстр в этой сфере, китайская компания Alibaba Group, в 2019 году обеспечила объём продаж на своих порталах в размере около 6 трлн. юаней или 900 млрд. долл. Однако её создатель, известный сейчас всему миру китаец Джек Ма стартовал не с миллиардов.

Он начинал свою карьеру скромным переводчиком английского языка. Его сайт, зарегистрированный в 1999 году в Ханчжоу, с самого начала рассматривался как площадка для торгов мелких и средних предприятий. Только в 2002 году ресурс начал приносить прибыль: комиссионные от сделок стали превышать расходы на развитие инфраструктуры.

У Джека Ма на первых порах не было крупного капитала, но была идея. Его интерес к англоязычной культуре, коммуникациям с западным миром стал импульсом для выхода на международный уровень. Изначальная ориентация сайта на малый бизнес имела объективную опору в виде огромного количества мелких компаний в Китае, их стремительный рост при поддержке государства.

Объективная потребность в развитии небольших компаний, умеющих производить конкурентоспособную продукцию, есть и в России. Правда, нет бурного роста в этом секторе, да и господдержка -- всё больше декларативного характера. Однако выбора не остаётся, к тому же именно сейчас: либо малый бизнес в России начнёт спасаться и развиваться, либо окончательно рухнет в условиях пандемии. И тогда  вместо желанного «среднезажиточного общества» явится армия обнищавших, неприкаянных людей с невостребованным  потенциалом. Ни в экономическом, ни в социальном плане это не обещает ничего хорошего.

Объективная потребность -- с одной стороны; необходимость соответствовать роли, масштабу России -- с другой. Это и может стать сверхидеей российского маркетплейса. И если сегодня её носителем является партнёрство в лице Торгового дома «Руста», Союза работодателей ЗАО Москвы и МКПП (р), то не исключено, что завтра идея может найти поддержку и на уровне государства. Не случайно интерес к проекту проявляет «Россельхозбанк» (стопроцентно государственная организация). Его представители присутствовали на презентации проекта, состоявшейся в минувший четверг на площадке Союза работодателей ЗАО.

«Создан конгломерат сил»

Как пояснили организаторы проекта, ABCtica не просто предлагает   малым российским компаниям  платформу для демонстрации и продвижения продукции. Он задуман так, чтобы даже те, кто не имеет ни собственного электронного адреса, ни денег на создание интернет-магазина, на рекламу и маркетинг, ни опыта внешнеэкономической деятельности, смогли получить всё это бесплатно. Небольшим компаниям даётся такой шанс.

Ещё одним конкурентным преимуществом площадки может стать тот уникальный комплекс услуг, который предлагают её создатели. Они располагают не только опытом международной торговли, но и материальной базой, позволяющей дать участникам площадки набор компетенций и возможностей для выхода на экспорт. Это услуги транспортно-логистического характера, таможенного оформления, маркетинговой поддержки. «Создан конгломерат сил», -- отметил заместитель председателя МКПП (р) Алексей САВИН. По его словам, электронная торговая площадка поможет малому бизнесу «не только пережить ситуацию [связанную с пандемией], но и продвинуться».

«И станок, и букет можно бросить в корзину…»

Как сообщил генеральный директор ООО Торговый дом «Руста» Игорь СИМОНОВ, концепция проекта – «бизнес для бизнеса» («B2B»). Площадка будет предоставлять возможности для тех российских предприятий, «которые находятся за рамками внешнеэкономической деятельности, но готовы экспортировать свою продукцию». Участником проекта может стать «любое предприятие, которое занимается производством или услугами», -- подчеркнул глава торгового дома. Пострадавшей от пандемии сфере услуг маркетплейс ABCtica даст новые возможности: здесь будут размещаться предложения театральных билетов, упаковочных материалов, цветов. «Как станок, так и букет можно бросить в корзину», -- образно пояснил Игорь Симонов диапазон возможностей для предприятий сектора услуг. «Огромный потенциал я здесь вижу», -- заключил он.

И. Симонов отметил, что у предприятий, представляющих свою продукцию, нет необходимости тратить деньги на создание собственных сайтов: когда начинается размещение, компании смогут  бесплатно рекламировать свою продукцию; на площадке  ABCtica   им предлагается три вида интернет-магазинов.

Когда пойдут сделки, владельцы площадки смогут получать прибыль в виде процента от продаж. Это будет делаться в каждом случае индивидуально, в рамках конкретного договора.

Председатель Союза работодателей ЗАО Москвы Сергей БУРАГО констатироовал, что в стратегическом плане ABCtica – «не только канал продаж, но и площадка, соединяющая ресурсы». Конечная цель – интеграционные проекты, направленные на развитие отечественного бизнеса. «Всё возможно в этом мире», -- заключил Сергей Бураго, оценивая перспективы  проекта.

Любовь КИЗИЛОВА

Иллюстрации: вверху справа -- Алексей Савин, Игорь Симонов;

внизу – фрагменты презентации проекта ABCtica.

Фото «Свой проект»

Для справки

Площадка   ABCtica  запущена месяц назад, сейчас на ней идёт сбор и размещение информации о предприятиях. Если зайти на сайт маркетплейса  https://abctica.com/ru, можно узнать о проекте подробнее.

Торговый дом «Руста»: https://www.rusta.ru/page/tdrusta

Союз работодателей ЗАО Москвы: http://torzao.ru/

Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей): http://www.mkppr.ru/