И снова в бой...

Объединяются для защиты интересов бизнеса

05 апреля 2021

Не всегда на стороне бизнеса, но когда видит, что дело заказное или что оказывается несправедливое давление на предпринимателя – она включается в процесс. Так сформулировала свой подход к делу уполномоченный по защите прав столичных предпринимателей Татьяна МИНЕЕВА  на встрече в МКПП(р). Она представила рабочий проект доклада о своей деятельности за 2020 год. Доклад содержит огромный массив статистики, представляющей особый интерес – ведь и отчётный год был особым.

«Сейчас тренд на объединение»

 «Не все наши предложения вошли в доклад», -- заявила председатель Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) Елена ПАНИНА, открывая встречу со столичным правозащитником бизнеса в минувшую среду. «Хотелось бы, чтобы наша работа находила отражение в ваших докладах», -- добавила она.

Вся работа МКПП(р) направлена на поддержку работодателей и бизнеса, и вполне понятно, что между деятельностью этого сообщества и институтом защиты прав предпринимателей должна быть полная созвучность. Можно сразу сказать, что в ходе встречи разговор на одном языке получился: наиболее часто повторяемыми фразами были: «Тренд на объединение», «Давайте объединяться».

Бизнес-ассоциация  и институт правозащиты намерены консолидировать усилия, чтобы решать вопросы, остающиеся за пределами возможностей каждой из этих структур. Например, много неразрешимых проблем у предпринимателей «с естественными монополиями в период пандемии», отметил один из выступавших. В числе «естественных монополий» были упомянуты Мосэнергосбыт, МОЭК, Росреестр.

Про энергетиков, например, сказали так: «дважды за 2020 год повысили тарифы, объясняя это пандемией» -- а имеют право только раз в год. Казалось бы, логика должна быть обратной – поддержать надо, а не добивать предприятия в условиях пандемии. Однако всё наоборот. «Ведут себя жёстко, пишут письма с угрозами об отключении», -- говорил участник встречи. Трудно взаимодействовать предприятиям и со специалистами по кадастровому учёту: в выступлениях констатировалось, что одно из предприятий обращалось тринадцать раз, чтобы его поставили на учёт (прямо сакральный язык цифр какой-то). Упоминались и такие примеры:  в середине 2020 года одно из предприятий предприятие выиграло суд, оспаривая кадастровую стоимость,  но до сих пор это решение суда не учтено. Привела пример кадастровых превратностей и зампредседателя МКПП (р) Ольга ТЕРЕНТЬЕВА: ««Свобода» судится уже четвёртый раз по кадастровой стоимости. Методические указания по кадастровой оценке…Надо их менять».

По поводу взаимодействия с московскими подразделениями Росреестра Елена Панина заявила: «Вопрос приобрёл политическую остроту…Простейшая операция – проблема…». Татьяна Минеева поддержала: «Ничего не можем сделать, даже не отвечают на письма». Что остаётся  в ситуации, когда общественные институты бессильны? Глава МКПП(р)  Елена Панина, являющаяся депутатом Госдумы, пообещала: «Тогда будем выходить на Мишустина».

Участники встречи упоминали также о сложностях, связанных с ужесточением миграционного законодательства. Это приводит к кадровым проблемам, мешает эффективному использованию  трудового потенциала мигрантов, который мог бы успешно содействовать развитию экономики, отметила Елена Панина. «Надо вносить изменения в законодательство», -- считает она.

Депутат Госдумы может вносить законопроекты. А вот у столичного правозащитника права законодательной инициативы нет, выяснилось в ходе ответов на вопросы участников встречи. Однако выход всегда можно найти, считает Татьяна Минеева. Она уже пять лет на этом посту, и знает, как решать вопросы: привлекая широкий альянс сил, объединяясь. Поэтому на ряд вопросов она отвечала по такой схеме: «Я готова поддержать, если это будет от какой-то бизнес-площадки исходить. Нужен общественный резонанс. Сейчас тренд на объединение».

В принципе, подход вполне понятный и логичный. Однако звучит такой подтекст: собственных полномочий у правозащитника явно не хватает.

Оценивая представленный на рассмотрение проект доклада правозащитника, Елена Панина предположила, обращаясь к Татьяне Минеевой: «Многое из того, что здесь написано, будет встречать сопротивление… Я с вами согласна: надо объединять усилия».

«Это значит, мы победили…»

Хотя у правозащитника предпринимателей нет права законодательной инициативы, они всё же, видимо, верят в этот общественный институт: в проекте доклада отмечается, что  «всего в 2020 году в адрес Уполномоченного поступило 5294 обращения, из них 4578 устных и 716 письменных».

Особо выделены обращения, связанные с мерами поддержки в период пандемии. Таких обращений тоже немало: 2927 устных и 174 письменных.

Обращения к столичному уполномоченному по правам предпринимателей не остались без внимания. Из 3140 обращений, связанных с мерами поддержки в период пандемии, сформировано более 200 сводных законодательных инициатив по совершенствованию  нормативных правовых актов, регулирующих господдержку предпринимательства.

 

И эти 200 инициатив не пропали втуне. Как следует из доклада, они рассматривались на заседаниях столичного Оперативного штаба по экономическим вопросам, Совета по стратегическому развитию и реализации национальных проектов при Правительстве Москвы, на совещаниях с Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. В итоге  «реализовано полностью или частично на федеральном и региональном уровне 77 инициатив (38%)». Конечно, за этими цифрами видна большая работа. И более трети запущенных в дело инициатив -- не так уж мало.

Что касается обращений, связанных с нарушением прав предпринимателей, то здесь статистика выглядит немного хуже. Правозащитнику поступило 1651 устных обращений с жалобами на нарушения прав и  542 письменные, в том числе 103 обращения по уголовной тематике.

«По 147 жалобам права предпринимателей были полностью или частично восстановлены (победы, 27% от общего числа обращений, 47 побед в уголовно-правовой сфере)», -- констатируется в проекте доклада. Комментируя эти цифры на встрече в МКПП (р) в среду, 31 марта, Татьяна Минеева отметила: «147 побед, это значит, мы победили систему, права защитили…».

Важно, что победили. Однако интересна и судьба оставшихся  почти четырех сотен письменных  жалоб на нарушения прав (542 – 147=395), по которым не удалось победить? Об этом не упомянуто в докладе. И ещё вопрос – а кого побеждают правозащитники, какую «систему»? Разве не должна вся система экономических и правовых отношений между предпринимателями и властью быть выстроена, заточена, сконструирована таким образом, чтобы с ней не требовалось бороться, чтобы она сама ставила своей целью защищать предпринимательство в стране? Развивать его и лелеять, ибо этот класс – опора экономики…

Судя по увеличению числа жалоб, до этого пока далеко. Как следует из доклада, «рост количества жалоб (обращений) по сравнению с 2019 годом составил +22%». Довольно стремительный рост! Несколько утешает что «число побед увеличилось вдвое (147 в 2020 году против 75 – в 2019)».

От лексики, описывающей процесс взаимоотношения бизнеса и власти и включающей слово «победы», веет духом военных сражений. Так победим…

Мы постоянно слышим о новых мерах поддержки и развитии институтов поддержки предпринимательства, о снижении административного давления на него, о какой-то «регуляторной гильотине». Во всё это хочется верить. Но посмотришь статистику – и подумаешь: если вся эта мощная  система поддержки, в которой задействовано большое количество людей и организаций, приводит к росту числа жалоб и сокращению числа предпринимателей, может, как говорил Жванецкий, «надо в консерватории что-то подправить»?

«О сколько их…»

Итак, статистика падения: «На протяжении последних лет количество субъектов предпринимательства в Москве постоянно уменьшалось. Причем это касается как микро- так и крупного бизнеса.

Общее количество субъектов предпринимательства в городе Москве без учета самозанятых за три года с 2017 года по 2020 год уменьшилось на 22%», -- сообщается в проекте доклада Татьяны Минеевой. В нём представлены также показатели снижения субъектов предпринимательства за этот же период по отдельным секторам бизнеса:

 «- количество субъектов МСП в городе Москве уменьшилось на 9%.

- количество микропредприятий сократилось на 8%

- количество малых предприятий сократилось на 26%,

- количество предприятий среднего бизнеса сократилось на 24%.

- количество крупных предприятий сократилось на 55%».

 

«Регионы России повторяют тренды Москвы по сокращению количества

субъектов предпринимательства, но в меньшей степени», -- отмечается в докладе. Так, снижение количества субъектов предпринимательства за эти же три года составило 9,8% (без самозанятых), а субъектов МСП – 5,6%.

Отдельная тема – самозанятые граждане. В докладе констатируется, что «популярность режима «самозанятых» у москвичей растет». Почти до 480 тыс. человек увеличилось количество самозанятых в столице, за прошлый год их число выросло в 2,5 раза. Попутно отметим, что тенденция к росту отмечается и по всей стране.  Число легальных самозанятых в России приблизилось к 1,5 млн. человек.

 

Эксперты заявляют о благотворном влиянии нового режима на легализацию самозанятых граждан. Счетная палата тоже видит в нём потенциал для вывода предпринимателей из тени. Однако, по мнению аудиторов, нужны дополнительные стимулы, сообщалось в декабре прошлого года в публикации РБК.  «Новый всплеск числа самозанятых может обеспечить отмена единого налога на вмененный доход (ЕНВД) с 2021 года — в статус самозанятых перейдет часть ИП на «вмененке»», -- отмечается в комментарии.

    

Но вернемся к докладу. Если внимательно читать 140-страничный проект, то можно в нём обнаружить массу сведений об улучшении условий ведения бизнеса в столице. Отмечается, например, что Россия улучшила свои позиции и заняла 28 место в международном рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса 2020» (Doing Business 2020), а вклад Москвы в формировании национального рейтинга России составляет 70%. В 2019 году наша страна занимала в этом рейтинге 31-е место, а в 2018 – 35-е.

 

Представлена в докладе и динамика роста показателя благоприятности условий ведения бизнеса в Москве: в 2018 этот удивительный показатель составлял 76,6% (наилучшая мировая практика взята за 100%), в 2019 – 77,5%, в 2020 – уже 78,3%.

Если условия ведения бизнеса так заметно улучшаются, то почему количество субъектов предпринимательства сокращается?  Ответ на такой вопрос можно искать только в сфере иррациональной – например, в области поэзии: «Умом Россию не понять…»

Временное  «обеление»

На основе данных доклада можно отметить ещё один парадокс: рост численности работников субъектов МСП в 2020 году: «Тренд последних лет по снижению численности работников субъектов МСП изменился в 2020 году в период пандемии нового коронавируса COVID-19. Общий рост численности работников субъектов МСП в городе Москве в 2020 году составил 4,2%, численность среднего бизнеса выросла на 13,5%, численность работников ИП – на 20,3%.

При этом общая численность субъектов МСП Москвы за три года (2017 -- 2020) даже с учетом «подъема» в 2020 году практически не изменилась – прирост 0,8%».

Анализируя эти данные, авторы доклада делают интересный вывод: «Рост численности объясняется, прежде всего, тем, что предприниматели вывели из тени значительное количество своих работников, чтобы максимально получить государственную поддержку, размер которой привязан к численности, а также для соблюдения ковенант списания невозвратных кредитов, выданных в качестве мер поддержки».

Оказывается, предприниматели не только выводили из тени своих работников, чтобы получить господдержку, но и временно нанимали новых сотрудников: «Для этих целей субъекты МСП также нанимали временных работников.

Росту официальной численности также способствовало снижение страховых взносов с 30% до 15% с апреля 2020 года с сумм, превышающих минимальный размер оплаты труда (МРОТ).

В совокупности всё это привело к «обелению бизнеса», а также свидетельствует о наличии значительных резервов по повышению прозрачности бизнеса в сфере трудовых отношений».

 

Значительный запас повышения прозрачности --  это действительно вывод, заслуживающий самого пристального исследования. Получается, если к бизнесу развернуться лицом и поддержать его (хотя бы временно!), он тут же адекватно реагирует и становится прозрачнее. То есть, малый и средний бизнес ещё сохранил какие-то рефлексы: пациент скорее жив!

Жаль только, что происходит «обеление» в связи со столь драматическими событиями: как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло...

При этом надо отметить: ведь практически все меры поддержки, принятые в условиях пандемии, носили характер отложенных затрат. И даже такой подход принёс столь удивительные результаты. А если бы эффективная поддержка предпринимателям оказывалась не только в кризис, и не только в такой форме  -- наверно, тогда отечественный бизнес мог бы открыть свой подлинный потенциал.

«Пакеты» и разочарования

Эффективность внушительных, на первый взгляд, «пакетов» мер поддержки, которые были предоставлены бизнесу в условиях пандемии, оценены им не очень высоко. Об этом свидетельствуют данные мониторинга. Как отмечается в докладе, в мониторинге приняли участие 2 тыс. представителей бизнеса, в их числе 67% -- микробизнеса, «наиболее сильно пострадавшего в период пандемии». Малый и средний бизнес составил треть респондентов; 3% опрошенных выразили мнение крупного бизнеса. Исследование охватило более 55 различных видов деятельности, в том числе предприятия сферы бытовых услуг, туристического сектора, общественного питания.

Участники опросов рассказали, как пандемия отразилась на доходах предприятия. У четверти респондентов выручка сократилась на 91 - 100% (!) по сравнению с предыдущим годом; 16% ощутили её падение на 71 - 90%; немного меньший спад (на 51 - 70%) отметило 14% опрошенных.

Как отмечается по итогам опроса, «предприниматели были вынуждены прибегнуть к мерам оптимизации».  Эвфемизм «оптимизация» в данном контексте означает, что «почти четверти респондентов (22%) пришлось уволить половину своих сотрудников». Всего к увольнениям прибегло 75% представителей бизнеса; 17% сократило заработную плату сотрудников; 6% -- отправило их в отпуск за свой счёт. И только 2% предпринимателей удалось перевести сотрудников на удаленный режим, избежав увольнений и сокращений оплаты труда. Заметим:  неожиданно скромный результат по части перевода на «удалёнку» --  с учётом того, как много об этом рассказывалось в СМИ весь минувший год.

Опрос подтвердил, что ограничение государственных и муниципальных проверок как мера поддержки бизнеса успешно сработало. Девять из десяти респондентов отметили полную отмену проверок, назначенных после 1 апреля.

Наиболее распространенной проблемой бизнеса во время карантина оказалась невозможность выполнить обязательства по договору аренды. С ней столкнулось 23 % респондентов.

Почти такое же количество опрошенных – 20% - назвали самым отягчающим обстоятельством сложности с выплатой налогов с МРОТ и заработанной платы сотрудникам.

Трудности были вызваны также неплатежами со стороны контрагентов по отгруженным товарам и оказанным услугам – на это указало 19% предпринимателей.

Среди других проблем бизнеса были выделены невозможность оплатить налоги по окончании периода рассрочки (12% респондентов), 11% указало на отсутствие бюджета для оплаты коммунальных услуг, 9% - на невозможность выполнить обязательства перед банками и лизинговыми компаниями, 6% столкнулись с отключением или угрозой отключения от снабжения электроэнергией.

Близок локоть…

Насколько же доступными оказались для столичного бизнеса меры поддержки? Оказывается, более половины предпринимателей (65%) не воспользовалось ими. При этом более половины в них нуждались, но не смогли получить по разным причинам. Каковы эти причины?

Более четверти опрошенных (26%) не попали в перечень пострадавших отраслей, которым были адресованы меры поддержки. Около 10% участников мониторинга заявило, что условия получения поддержки было невозможно выполнить  или получили отказ при обращении, либо вообще не имели информации о программе поддержки.

В то же время более трети представителей бизнеса (35%) получило возможность применить такие льготы как отсрочка срока оплаты авансовых платежей по налогу на имущество и земельному налогу за первый и второй кварталы 2020 года, освобождение от уплаты арендных платежей по объектам городской собственности и другие.

По поводу эффективности мер поддержки подавляющая часть предпринимателей выразила  неудовлетворение. Почти половина опрошенных (48%) указала, что под эти меры попало только ограниченное количество отраслей. Значительная часть участников мониторинга (40%) указала на основную проблему: не все отрасли могут получить адекватную поддержку. По мнению бизнеса, в основном это связано с определением пострадавших отраслей по коду ОКВЭД.

«Уполномоченный предложил изменить порядок определения пострадавших предпринимателей – по коду ОКВЭД из бухгалтерской и налоговой отчетности или при падении выручки более чем на 50%», -- отмечается в докладе реакция на эту статистику.

По мнению трети респондентов (35%), предоставленные льготы не удовлетворяют потребности бизнеса; 13% участников оценивают выделенную поддержку как слишком незначительную. Положительно оценили эффективность программы лишь 4% представителей бизнеса!

Очевидно, такой результат требует очень пристального анализа системы мер поддержки. Возможно, учитывать мнение предпринимателей о мерах поддержки надо не постфактум, вдогонку за их принятием, а до  разработки этих мер – в ходе социального замера, каких-то общественных слушаний, с непременным широким привлечением МСП. Иначе может оказаться, что не только благие намерения разработчиков мер поддержки, но и немалые средства пропадают зазря.

Любовь КИЗИЛОВА

 

Фото "Свой проект"

Для справки

Всего в малом и среднем бизнесе Москвы занято около 2,2 млн. человек.

Московский  малый и средний бизнес обеспечивает работой более 38% трудоспособного населения столицы.

Источник: проект доклада  уполномоченного по защите прав

предпринимателей в Москве за 2020 год