Бизнес-пульс города

Проголосовали за самореализацию

29 мая 2018

В минувшую субботу отмечали День российского предпринимательства – профессиональный праздник всех, кто рискует заниматься бизнесом в нашей стране. А в понедельник стартовала Московская неделя предпринимательства – своеобразный марафон мероприятий для бизнеса, с участием бизнеса. Открыл эту деловую неделю Московский предпринимательский форум, прошедший в столичном Манеже.

«Едва другая сыщется столица как Москва»… Эти строки из комедии Грибоедова «Горе от ума» -- довольно ироничные, но по сути справедливые и поныне. Москву ругают за пробки, за дороговизну, за рытье траншей по всему центру. Однако и признают: Москва это нечто особое и неповторимое, это целая Вселенная, город неограниченных возможностей – каждый из этого клубка волшебных нитей вытаскивает свою, и она ведет его судьбу, как Ариаднина нить. Если город тебя принял – ты в нем не пропадешь.

Столичный бизнес не пропадает, несмотря на проблемы и сложности. На удивление, он еще и растет – по крайней мере, такова официальная статистика: за последние пять лет количество бизнесменов в столице увеличилось в полтора раза. Общее число ИП и ООО перевалило за миллион.

 

А может и не на удивление, а в силу бешеного ритма, особого тонуса этого бесподобного города, пульс которого, в отличие от чинных  европейских столиц, не затихает даже ночью. «Надо бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!», - говорила Алиса из сказки Льюиса Кэррола. И Москва бежит: здесь все чего-то добиваются, чему-то постоянно учатся. И по части обучения возможностей масса, в том числе и бесплатных: во всех округах города действуют Центры услуг для бизнеса, где предприниматели (и не только действующие, а даже будущие) могут бесплатно посетить обучающие семинары, мастер-классы, тренинги: учись – не хочу.

 

Кто-то уезжает, разочарованный: недавно один знакомый предприниматель вернулся в свой родной областной город, как он выразился, «на историческую родину» -- не выдержал испытаний дороговизны и высокой конкуренции в столице, так и не смог раскрутить здесь свой бизнес. Вложился в аренду, в рекламу – и всё бросил. «А чего там делать, в Москве, только деньги тратить», - объяснил он.

 

Кто-то из начинающих малых предпринимателей отчаянно, с трудом, едва выживает: бизнес становится «чемоданом без ручки», который и нести тяжело, и бросить жалко: за два года уже столько вбухал денег, что просто нет моральных сил прекратить - а клиент не идет, а налоги и аренда давят. И что делать?

 

На Московском предпринимательском форуме собрались очень разные люди. Были и успешные, кто за несколько лет сумел укрепить и развить свой бизнес. Например, Екатерина СМИРНОВА (фото внизу слева), с которой довелось здесь познакомиться, четыре года назад вместе с мужем создала частную стоматологическую клинику. Для этого были предпосылки: муж – стоматолог в пятом поколении, клиентская база наработана за годы практики в госструктуре.

 

И бизнес развивается: расширили помещение (пока на условиях аренды), закупили высокотехнологичное оборудование, в клинике работают пятнадцать врачей. Сейчас ставят задачу «донести эти высокотехнологичные услуги людям». Но доступны ли они по цене? На этот вопрос Екатерина ответила так: «Мы в нижнем ценовом сегменте высокотехнологичной медицины».

 

А кто-то пока в поиске бизнес-идеи. Немного растерянной выглядела Оксана, с которой мы разговаривали в кулуарах форума: она специалист  в сфере финансов, хочет создать свое дело, но пока не очень представляет, какая конкуренция в этой нише, с чего начать…

 

Елена СОКОЛОВА – адвокат, приехала из Екатеринбурга, давно и стойко вошла в московский ритм. Елена (фото внизу, посредине) – эксперт в области уголовного права, защиты прав собственников. Она сотрудничает с компанией ООО «Правовой советник», специализирующейся на оказании юридических услуг, осваивает маркетинговые тонкости и активно нарабатывает собственную клиентскую базу. Можно не сомневаться, что достигнет в этом успеха, поскольку считает важными критериями в своей работе порядочность, ответственность и высокую компетентность – а разве не этого ищут люди, нуждающиеся в юридической помощи?

 

Есть участники форума, которые накопили приличный опыт продаж в качестве наемных работников в солидной компании, а теперь хотят реализовать его в собственном торговом бизнесе – как другая Елена и ее муж Тимур, работающий в сфере нефтесервиса.

 

Неважно, москвичи они или приезжие. Город для них – арена труда и битв, и одновременно та почва, которая дает силы и питает надежды, дарит перспективу.

 

Судя по изменениям, которые происходят в Москве в последнее время, такая перспектива вырисовывается. Мэр Москвы Сергей СОБЯНИН говорил о развитии инфраструктуры, так необходимой для ведения бизнеса, – и тут сдвиги действительно заметны. Открываются новые маршруты метро, современнее становится подвижной состав. Мобильный интернет в Москве в пять раз дешевле, чем в Нью-Йорке.

Сергей Собянин напомнил, что в столице действует больше 30 технопарков, где 45 тысяч человек занимаются инновациями. «Оказалось, это востребованный бизнес», - отметил он, а также сообщил, что технопаркам предоставлены льготы в виде 25% от налогового потока. «Для бизнеса это важно», - подчеркнул мэр.

 

Действительно, это важно и ценно. Правда, в ходе интерактивного голосования в зале пленарного заседания выяснилось, что из присутствующих только 6% являются резидентами технопарков. Да и продукция, которую они производят, пока не стала достаточно известной.

 

Если же сравнивать стоимость интернета в Москве и в других городах мира, то, наверно, нельзя не сравнить и уровень заработной платы тех же ньюйоркцев и москвичей – это сравнение будет явно не в пользу последних.

 

Вообще, интерактивное голосование в зале не только очень оживило ход пленарного заседания форума, но и стало просто откровением. Выяснилось, например, что лишь 10% присутствующих участвовало в программах бизнес-инкубаторов. Ведущая Тина КАНДЕЛАКИ предложила поднять руки тем, кто считает, что информации о бизнес-инкубаторах недостаточно, – и вскинулся лес рук.

 

Только 13% проголосовавших пользуются франшизой, остальные 87% руководствуются собственной бизнес-идеей. Недоверие к франшизе неудивительно – в нашей стране этот инструмент работает преимущественно в одном направлении – в пользу франчайзера, а начинающий предприниматель только выполняет жесткие условия и тратит деньги на требования франчайзера, вплоть до указаний о перекрашивании стен в офисе в «правильный» цвет. И никто не спросит у начинающей малой компании, есть ли у нее деньги на эти малярные изыски.

 

Но вернемся к голосованию в зале пленарного заседания, где присутствовало 67% людей, управляющих собственным бизнесом. Да, они не очень верят во франчайзинг, не слишком осведомлены о бизнес-инкубаторах, не особо рвутся в технопарки (или наоборот, не могут туда прорваться?).

Однако – внимание! Зато они показали потрясающий результат, отвечая на вопрос: «Ваш бизнес позволяет самореализоваться и постоянно повышать качество жизни?» На этот вопрос ответили заветное «да» 83% присутствующих! И это – главный результат, который должен всех нас обнадежить. Люди верят в себя, в свои силы, воплощают свои возможности, открывают для себя в бизнесе новые горизонты и просто кормят свои семьи.

И это заслуживает тех слов, которыми приветствовал участников форума Сергей Собянин: «Огромное вам спасибо за вашу энергию, инициативу, направленные, конечно, на свой бизнес, но, в конечном счете, направленные на развитие нашего города и нашей страны. Замечательно, что вы развиваетесь, замечательно, что вы не оставляете оптимизма и двигаетесь вперед».

Любовь КИЗИЛОВА

Фото «Свой проект»