День Студента

Делороссы поделились предпринимательским опытом

с лицеистами

26 января 2018

Нескучно отметили Татьянин день в «Деловой России». В гости к делороссам пришли учащиеся лицея НИУ ВШЭ. Эта встреча – первое совместное мероприятие «Деловой России» и Высшей школы экономики. Бизнес-объединение и «кузница экономических кадров» договорились провести цикл встреч. Надо признать, что первая прошла с таким накалом, что захотелось продолжения, как захватывающего сериала.

С лицеистами встретились люди маститые и многоопытные, которым было чего порассказать о путях к сияющим высотам бизнеса. В их числе - член генерального совета «Деловой России», основатель и создатель группы ZENDEN Андрей  ПАВЛОВ, член генерального совета «Деловой России», бизнес-посол «Деловой России» в Испании, гендиректор ООО «Инкомреалинвест»  Эдуард ГУЛЯН, председатель томского регионального отделения «Деловой России», гендиректор ООО ТД «Новохим» Максим ЛУЧШЕВ и  вице-президент группы компаний «Славянский мир» Сергей КРЕТОВ.    

 

Вела встречу вице-президент, руководитель исполнительного комитета «Деловой России» Елена БОЧЕРОВА. Она пообещала, что лицеисты смогут задать вопросы «живому миллионеру», и такая возможность представилась.

Начиналось все очень празднично: с вручения букетов и сувениров Татьянам -- как со стороны «Деловой России», так и из числа учащихся. Затем встреча приобрела деловой характер. Предприниматели начали делиться опытом личного становления и давать напутствия племени младому, незнакомому.

«Я студентом не был», -- с едва уловимой бравадой поведал Андрей Павлов. В институт физкультуры не поступил, потому что «столкнулся с коррупцией». Зато – «в армию попал, и не жалею». Бизнесмен вспоминал эпизоды своего непростого детства: с пяти лет зарабатывал деньги, помогал матери разносить телеграммы. И уже в этом нежном возрасте якобы «начинал цифровать клиентскую базу»: понимал, что за «плохую» телеграмму (о смертях и потерях) чаевых не получит, а вот за весть о новорожденном счастливый адресат отвалит 50 копеек.

 

Еще деревенский паренек зарабатывал на клюкве, которая растет на болотах. А вы, городские жители, наверно и не знаете, что такое клюква, что такое болото – как бы размышлял вслух Андрей Павлов.

Но дальше его рассказ из элегических воспоминаний детства стал перерастать в жанр триллера – и не мудрено, пошли лихие 90-е. «Был 1993 год, я в армии служил. Попал в «Макдональдс». Покупал бигмаки и продавал в Лужниках»,-- честно-откровенно делился Андрей. И не скупился на подробности: работали втроем с товарищами, укладывали бигмаки в коробки от обуви (это, видимо, был знак судьбы, указующий на грядущую обувную стезю коммерсанта), заворачивали в портянки, чтобы не остывал товар. «В чистые портянки, конечно», - поспешил он добавить, заметив легкий ужас на лицах лицеистов. «В итоге 500 – 700 долларов в день мы втроем зарабатывали», - вспоминал бизнесмен.

 

«Месяца три-четыре это продолжалось. Потом братва лужниковская поймала меня: ты слишком умный, будешь работать на нас», -- подступил Павлов к апогею триллера. И вот первое напутствие лицеистам: «Надо один раз определиться, ты идешь на темную сторону или нет».

 

Ясно, какой выбор сделал молодой предприниматель. Не выбирать же темную сторону! После чего сразу занялся перепродажей акций МММ, познав на этом пути «второй оскал капитализма» (когда был первый, все поняли). И тут же последовал второй совет детям: «Никогда не вкладывайтесь ни в какую халяву! В биткоины – тоже!».

 

А зачем вкладываться в халяву, если «у нас страна великих возможностей», если «один туризм чего стоит: можно душу вкладывать и деньги, зарабатывать».

 

Тут кто-то из лицеистов попросил «рассказать о вашем нынешнем бизнесе». Ответ поразил лаконичностью: «Всё хорошо. Мы вторая компания на рынке». Зато последовало третье напутствие: «Никогда на деньгах не зацикливайтесь».

 

После чего Павлов заявил, что «обувной бизнес до предела коррупционный» и начал сетовать на контрабанду и массовый контрафакт. Между делом послал очередное напутствие молодежи: «Не гонитесь за брендами!» и поведал о своей миссии в «Деловой России»: создание делового климата в стране.

 

Елена Бочерова пыталась передать слово следующему оратору, главе «Славянского мира» Сергею Кретову. Но тут Павлову задали каверзный вопрос: «Россияне выкупили огромное количество путевок в Турцию. Какой вы видите вариант изменения ситуации?». Предприниматель ответил коротко и бесповоротно: «Смена НК». И пояснил: «Туризм – это внешняя конкуренция. Надо максимальные налоговые льготы этому сектору дать!».

 

Конечно, после такого колоритного захода следующему выступающему было непросто: всё равно что после укротителя тигров выпустить на арену лектора общества «Знание».

 

Да и напутствие Сергея Кретова выглядело как строки из экономического учебника: «Трудоустроиться в компанию, активно применяющую высокие технологии в управлении проектами, при этом важно, чтобы стратегическими целями данной компании являлись максимальная конкурентоспособность, эффективность при управлении проектами, клиентоориентированность, научный подход в управлении бизнесом».

 

Про себя рассказал, как служил в армии, выучил немецкий, открыл счет в зарубежном банке (тогда это было как в космос слетать!), создал иностранную компанию. Сейчас любит создавать алгоритмы, «во всех видах бизнеса».

 

Кретов дал будущим предпринимателям еще один ценный совет: «Создать продукт, который опережает время на пять-десять лет»; искать ниши, «где нет высокой конкуренции». Лицеисты уже собрались было записывать перечень заветных ниш – но нет, видимо, ниши должен найти каждый сам, как некий священный Грааль. Горечь разочарования должен был скрасить еще один совет: «Главное – это технологии проекта».

 

Лицеисты приуныли и почти заскучали. Не порадовали их даже коробочки с импортными чудодейственными косметическими средствами и сырами, которые, подобно коробейнику, начал представлять бизнес-посол в Испании, веселый и обаятельный Эдуард Гулян.

 

Модератор даже пыталась его деликатно и иронично остановить: «Это на правах рекламы?» Но г-н Гулян не стал долго утомлять слушателей испанской продукцией. Он сообщил, что у него пятеро детей и произнес напутствие: «Важно – преемственность в бизнесе».

 

После чего 28-летний глава ТД «Новохим» Максим Лучшев рассказал свою историю. Еще в студенческие годы он был избран в молодежные мэры города Томска и даже занялся изготовлением чистящих средств. Но всё равно это не шло ни в какое сравнение с торговлей бигмаками, завернутыми в портянки. 

 

Так бы и сошёл на нет накал первой части встречи, если бы не спросил кто-то у лицеистов – а есть ли у них опыт предпринимательства. И тут триллер обрел новое дыхание и даже вошел в фазу кульминации.

 

Один парень сказал, что он продает «эксклюзивную одежду, которую выпускают небольшими партиями».

- А где покупаете? – встрепенулся обувной магнат.

- На зарубежных сайтах, - признался парень.

 

И тут Андрей Павлов, не вдаваясь в подробности, обрушился на парня: «Вы не платите налоги. Страдает бюджет, внутренний рынок, внутреннее производство».

 

«Да, у меня есть небольшая проблема: страдает бюджет», - безроптно отозвался парень. И предприниматели, и лицеисты грохнули от смеха.

«Я мог бы платить налоги, но нет инструментов», -- пытался объяснить парень.

 

Но его взрослый оппонент был беспощаден. «А если вы будете платить налоги и таможенные пошлины, ваш бизнес не будет существовать!», - произнес он, как приговор.

 

«Вешать все проблемы на нашего молодого предпринимателя было бы просто безнравственно», -- вмешалась на правах модератора Елена Бочерова.

 

Но Андрей Павлов продолжил: «Я против любого нелегального бизнеса. Основная проблема малого бизнеса – что он нелегальный!».

 

К сожалению, не нашлось участника встречи, который бы объяснил детям, что же надо сделать, чтобы малый бизнес в нашей стране стал легальным. И почему же он перестанет существовать, если вы будете платить все налоги и таможенные пошлины.

 

Но лицеисты не сдались так просто. В адрес успешного предпринимателя прозвучал контрвопрос: «А вы в девяностых платили налоги, когда продавали бигмаки в Лужниках? И бюджет не страдал?».

 

Но тут наступил перерыв. Лицеистов угостили чаем и конфетами. После перерыва перешли ко второй части встречи. Ребятам дали два практических задания. Первое было связано с продвижением недорогой обуви (повседневной, полуспортивной) отечественного производства. Второе – с созданием доброжелательной среды в городе.

 

Их разбили на четыре группы и развели по разным аудиториям, где они решали поставленные задачи.

 

Надо признать, что они справились блестяще. Их предложения были трогательными в стремлении сострадания ближнему, в попытках  объединить людей, занять их общим досугом. Они предлагали раскрасить балконы, подсветить фасады зданий, «сделать мусорки в метро с позитивными надписями типа «Выкинь мусор, и у тебя будет хороший день!»».

 

Предложили помогать пожилым и «поддержать бомжей – мы ведем их не в полицейский участок, а в здание, где им помогут, а они в ответ будут добровольно работать, зарабатывать баллы и получать на них помощь»…

 

Они даже предложили  создать положительный образ полицейского, «чтобы люди не боялись их, чтобы не переходили на другую сторону улицы». Сделать на остановках транспорта пункты для зарядки телефонов и  обогрева замерзших пассажиров…

 

Рекламировать обувь так, «чтобы придать русский народный колорит»… Часть средств от продажи обуви отдавать детям с ограниченными возможностями и в детские дома, чтобы они могли заниматься спортом…

 

Дети есть дети. При подведении итогов в одной из соревнующихся групп лицеистов начались разборки: кто-то у кого-то украл идею. Но все равно было весело на них смотреть; радостно знать, что у нас подрастает такое поколение.

 

Стать жесткими и рациональными они еще научатся. Возможно, даже научатся платить налоги и узнают, как при этом не уничтожить свой бизнес  – ведь у них будет еще не одна встреча со взрослыми, успешными бизнесменами, «живыми миллионерами».

 

В общем, День студента удался.

Любовь КИЗИЛОВА

Фото "Свой проект"