Дойти до точки

Тернистый путь к прилавку

31 января 2020

Трехмесячное ожидание оплаты за поставленный товар, стопроцентные накруты цен в розничной торговле… О проблемах сбыта отечественной продукции говорилось на совещании, прошедшем в среду на площадке технопарка «Кунцево» (ООО "Проминэкспо") в Западном административном округе Москвы. В совещании приняли участие руководители этой производственной площадки, действующих на ней малых предприятий, Союза работодателей ЗАО Москвы.

Во власти сетей

В начале 90-х в страну хлынул поток заграничных товаров, и народ хватал их, прельщаясь яркими этикетками и англоязычными брендами. Понятие «потребительский патриотизм» отсутствовало напрочь -- хотя, например, в странах Европы оно культивировалось десятилетиями и даже веками.

 

В лихие 90-е иностранным ширпотребом потихоньку насытились, и начали понимать – своё не такое уж плохое, а кое-что и очень даже неплохое. Стали вспоминать в рекламных слоганах «вкус, знакомый с детства»; возрождались и развивались бренды, известные с советских времён, появились производители новой качественной продукции. И тут обнаружилось, что розничная торговля её не очень-то ждёт – по крайней мере, крупные сети.

Малая же торговля после первой волны бурного всплеска оказалась убита. Закрылись удобные торговые точки в подземных переходах, будьдозерами снесли столичные рынки у станций метро. Стали появляться  так называемые «ярмарки выходного дня», напоминающие дворцы – и по дизайну, и по уровню цен. Розничный рынок попал во власть крупных торговых сетей, предпочитающих работать с импортными поставщиками, а лозунг «импортозамещения» как-то тихо сошёл на нет. Почему и как это произошло – это другой вопрос и предмет отдельных глубоких исследований.

Сейчас российские производители  товаров страдают от непомерных накрутов цен (что убивает конкурентоспособность), задержек оплаты за поставленный товар (что замораживает оборотные средства) и иных барьеров на пути к прилавку.  Всё это ведёт к сокращению внутреннего потребления.

 

О проблемах сбыта отечественной продукции говорят руководители производственных компаний на всех совещаниях, конференциях, мастер-классах, которые регулярно проводит, например, МКПП (р). Об этом говорили и участники совещания, прошедшего в среду на площадке технопарка «Кунцево», где работает более ста компаний малого бизнеса, представляющих лёгкую промышленность. «Свой проект» уже рассказывал об этом производственном центре.

 

Кому выгодно

Но вернемся к розничной торговле. В августе 2016 gazeta.ru сообщала: «Минпромторг  обеспокоен сокращением числа малых торговых объектов в регионах, следует из письма, оказавшегося в распоряжении «Газеты.Ru». Региональные власти используют минимальные нормативы как обоснование для недопущения новой мелкой розницы. Лоббизм сетей уже привел к падению доли ярмарок и рынков в розничном обороте до 7%». 

Оборот российской розничной торговли падал, а выручка сетей росла. Тот же источник констатировал: «Оборот розничной торговли в России продолжил падать в первом полугодии 2016 года: по данным Росстата, падение составило 5,7%. Темп роста выручки крупнейших сетей тем временем остается на высоком уровне». Доля розничных рынков и ярмарок неуклонно сокращалась: «Из года в год она устойчиво сокращается — с 10,4% в июне 2012 года упала уже до 7% в июне 2016 года», -- сообщалось  в  статье.

Это было три-четыре года назад, а что сейчас? Во-первых, повышение НДС привело к снижению покупательского спроса. «Рост НДС – это удар по импортозамещению», - отмечается в одном из обзоров на эту тему.

Во-вторых,  бизнес высказался против против ухода от практики Единого налога на вмененный доход для продавцов маркируемых товаров. В ассоциациях малого бизнеса считают, что подготовленные Минфином поправки в Налоговый кодекс могут привести к массовому закрытию несетевых магазинов, торгующих одеждой, обувью и табачными изделиями. В публикации от 29.04.2019  со знаковым названием «Убийственный налог: почему исчезнут магазины» gazeta.ru  со ссылкой на РБК сообщает: «Ассоциация малоформатной торговли и «Опора России» обратились к первому вице-премьеру, министру финансов Антону Силуанову с критикой проекта поправок в Налоговый кодекс, подготовленного ранее его ведомством. Представители бизнеса предупреждают, что увеличение налоговой нагрузки на малый бизнес может привезти к массовому закрытию несетевых магазинов». 

Вывод экспертов, который делается в этой публикации, прост и очевиден: «Скорее всего, этот законопроект лоббируется крупными сетевыми ритейл-структурами, по крайней мере, такой вывод можно сделать, исходя из принципа, «думай, кому выгодно», рассуждает директор Экспертной группы Veta Дмитрий Жарский».

«Сумасшедшая отсрочка платежей…»

На совещании, прошедшем в Кунцево в минувшую среду, производители товаров говорили о проблемах сбыта. В частности, директор ООО «ТД «Витрина Альянс»»  (производство и продажа одежды и обуви)  Денис КОНОВАЛЕНКО заявил: «Войти в сеть – не проблема. Проблема – когда отгружаем свою продукцию: сумасшедшая отсрочка платежей». По его словам, «основная масса» платежей по поставленной продукции осуществляется через три месяца, при этом ставится условие «сумасшедшего объема поставок». Таким образом, предприятие вынуждено омертвлять оборотные средства, пояснил Денис Коноваленко: «Мы замораживаем средства, и не факт, что товар будет продан». Значительная часть товара возвращается в бракованном, испорченном виде, констатировал предприниматель. По его словам, «реализационная площадка не несёт ответственности за товар».

Предприятие «Продсервис» производит колбасу и другую фермерскую продукцию из охлажденного мяса в Собинском районе Владимирской области. Представлявший эту компанию Дмитрий ЧИЖОВ сообщил, что «торговые сети ставят нереальные задачи», делают наценку на колбасу не менее 100%.

 

По словам председателя правления Союза работодателей ЗАО Сергея БУРАГО, проблемы, о которых говорили производители на совещании – «это глобальные проблемы, а не только конкретно лёгкой промышленности». Поэтому Союз работодателей обращался к предприятиям  с просьбой дать информацию: какую продукцию выпускают, в какие торговые сети хотят войти и что мешает это сделать.

 

«Прошло полгода, ни от одного предприятия ни единого предложения не получили», -- констатировал исполнительный директор Союза работодателей ЗАО Сергей НОВИКОВ. «Нам помогает МКПП (р), есть возможность выходить на городской, федеральный уровень – давайте предложения!», - обратился он к директорам предприятий. Очевидно, сами компании должны быть поактивнее в защите собственных интересов.

Могут конкурировать

О работе на площадке «Кунцево» арендаторы отзывались  положительно: здесь созданы комфортные условия для людей и производства. Однако работающие здесь компании могли бы иметь больше преференций, если бы «Кунцево» получило официальный статус технопарка. Пока не позволяют это сделать экономические показатели, заложенные в качестве критериев для получения такого статуса. Например, все знают, что у нас в легкой промышленности средняя зарплата далека от 80 тыс. рублей, необходимых (в числе иных требований), чтобы стать в столице технопарком.

Кстати, швеи в компаниях-резидентах технопарка зарабатывают неплохо, однако очередь из москвичей что-то не стоит, несмотря на зазывное объявление прямо у проходной технопарка (фото вверху). В швеи идут в основном прилежные  девушки из Киргизии. Правда, руководство технопарка утверждает, что в последнее время растёт доля местных жителей.

На вопрос главы Союза работодателей Сергея  БУРАГО, чем дирекция помогает арендаторам, гендиректор Василий ЖУРАВЛЁВ ответил так: «Помогаем тем, что никакие проверяющие к ним не ходят, сами урегулируем все вопросы». По словам гендиректора,  арендаторы должны зарабатывать деньги, работать спокойно. «Когда получим статус технопарка – будем давать дополнительные преференции», -- пообещал В. Журавлёв.

 

В ходе совещания был представлен ряд эффективных компаний-резидентов технопарка, работающих по новым технологиям, на современном оборудовании, выпускающих конкурентоспособную продукцию. В их числе –  ООО «ТНН плюс»,  производитель  модного, добротного  трикотажа под маркой «Tinona»; официальный экипировщик Олимпийской сборной России и производитель разной спортивной формы ZASPORT; производитель камуфляжа и одежды в стиле милитари ООО «СпецВоенПром»; изготовитель манекенов, в том числе для эксклюзивного пошива одежды по индивидуальным меркам ООО «РДФ ГРУПП» и другие.

На экскурсии по производсву участники совещания познакомились с оригинальным модным брендом женской одежды Fashion.Love.Story;  компанией ООО «Макс Экстрим» (разработка выразительного дизайна и производство одежды, печать на тканях); ИП Москаленко О.Д. (производителем классной медицинской одежды марки MedicalService); ИП Хридин А.В. (создатель  стильной одежды Hassfashion исключительно из натуральных волокон); изготовителем широкой линейки военной одежды и экипировки для очень вежливых людей 5,45 DTSIGN; компанией Print Pick (яркая цифровая печать на синтетических и хлопковых тканях рулонным способом).

 

Станки немецкие, нитки итальянские

Надо с горечью признать: оборудование используется в основном импортное – и для изготовления трикотажа, и для рулонной цифровой печати… Даже нитки для российских трикотажных изделий – и то иностранные. Как мы дошли до этого?

Тем не менее, любая из упомянутых компаний  может успешно конкурировать с импортными товарами в аналогичных нишах. Вот простор для  «импортозамещения»  -- лозунга, от частого и формального повторения затершегося и поутратившего свой первозданный смысл.

Однако потребители зачастую не только не могут купить эти товары, но даже не знают об их существовании. Продвигать пока не очень умеем, а это одно из главных слагаемых успешного сбыта.

Если у нас в стране существуют бизнес-объединения, исполнительные и законодательные органы власти, занимающиеся развитием отечественного производства – для них есть широчайшее поле деятельности: знакомить с этими товарами потребителя на выставках и ярмарках, неделях моды, на телевидении; создавать благоприятные условия на пути к прилавку. Это не просто какие-то мелкие швейники из какого-то района Москвы. Это наше, своё. Им есть что предложить рынку. И они должны дойти до точки; не до точки отчаяния и угнетения требованиями хозяев розницы, а до честной торговой точки -- конечного пункта логичной и закономерной встречи со своим покупателем.

Любовь КИЗИЛОВА

Иллюстрации:

внизу - совещание в технопарке "Кунцево" (ООО "Проминэкспо");

гендиректора  технопарка Василия ЖУРАВЛЁВА поздравляют с юбилеем

 

Фото «Свой проект»