Достойное место на прилавке

Поддерживать своё производство,

продвигать свои товары

15 сентября 2019

Крупные торговые сети не только вытесняют мелкую торговлю -- они ещё обставляют  доступ отечественных товаров к прилавку массой трудновыполнимых, порой нелепых требований.

Системные проблемы взаимодействия столичных производителей с торговыми сетями московского региона обсуждались в четверг на площадке ООО «Проминэкспо».

«Зачем все эти анализы?»

Совещание организовал Территориальный Союз работодателей Западного административного округа столицы при поддержке МКПП (р) и администрации ООО «Проминэкспо».

Генеральный директор «Проминэкспо» Василий ЖУРАВЛЁВ хорошо знает заботы и потребности производителей – на профильной площадке, которую он возглавляет, трудятся десятки компаний малого бизнеса, создано 800 рабочих мест («Свой проект» рассказывал об этом в июле).

 

Выслушав рассказ одного из участников совещания о требованиях (в том числе несуразных и избыточных) со стороны торговых сетей, гендиректор пошутил: «Не понимаю, зачем сдавать все эти анализы?». Действительно, с какой стати, например, торговая сеть требует от производителя качественных и недорогих электророзеток, пользующихся спросом у покупателей, регистрировать товарный знак? Казалось бы, защита собственного товарного знака – дело самого производителя, а не продавца. К тому же процедура регистрации товарного знака занимает полтора-два года, заметили другие участники совещания. И что же, пусть ждёт производитель полтора года счастливого момента попадания на полку сети? Выглядит это как искусственные, специально создаваемые барьеры.

На каждый товар – свой купец

Упомянем лишь некоторые из большого перечня системных проблем, существующих во взаимоотношениях столичных поставщиков и сетевых продавцов. Этот перечень представила  заместитель председателя Московской конфедерации промышленников и предпринимателей Ольга ТЕРЕНТЬЕВА. Требование платы за вход; требование делиться прибылью; ультимативное требование участвовать в акциях продажи товаров по сниженным ценам; задержка оплаты за реализованный товар; отказ брать продукцию напрямую у предприятий, использующих труд инвалидов – закупка только через посредников…

Перечень системных проблем составлен на основе опросов, которые регулярно проводит конфедерация, работающая в плотном контакте с производителями. И на этой встрече Ольга Терентьева тоже призвала представителей предприятий сообщать о конкретных проблемах, возникающих при попытках войти со своей продукцией в сеть.

При этом она дала полезный совет: понимать особенности своего товара и проявлять гибкий, избирательный подход -- предлагать свою продукцию именно тем сетям, которых она может заинтересовать. «Для каждого поставщика есть свои сети, и вам надо их найти; не ставить себе какие-то несбыточные цели», -- призвала замглавы конфедерации.

Найти своего продавца, успешно продвигать товар – задача непростая, здесь требуются советы профессиональных экспертов. Получить уроки от них столичные производители могут в Школе предпринимателей, созданной усилиями МКПП (р). Это интересная форма обучения, где можно не только приобрести теоретические познания, но и решить конкретный практический вопрос. Конфедерация помогает справляться с самыми неразрешимыми ситуациями, выводя решение проблем предпринимателей на уровень столичных властей. «У вас проблема на нижнем уровне, а мы будем решать её сверху», -- заверила Ольга Терентьева. Более того, как заметил исполнительный директор Союза работодателей ЗАО Сергей НОВИКОВ, при этом может и не упоминаться о данном предприятии: «Мы решаем системные проблемы, даже не называя конкретное предприятие».

 

Пустышки и ловушки

А между тем есть проблемы, затрагивающие интересы широчайшего круга производителей – по сути, всю систему технопарков столицы. Один из таких острых вопросов обсуждали на совещании.

Чтобы получить льготы, полагающиеся технопарку, надо сначала обеспечить достижение ряда экономических показателей, соответствующих статусу технопарка. А как же можно требовать выполнения экономических показателей до предоставления льгот? Получается какой-то замкнутый круг. «Статус технопарка подтверждают, но без льгот – это вообще пустышка», - заявила Ольга Терентьева. «Так мы потеряем технопарки», -- убеждена она. Сложившуюся ситуацию она назвала «ловушкой».

 

Генеральный директор «Проминэкспо» Василий Журавлёв также считает, что подход к созданию технопарков надо изменить: «Нам говорят – сначала наберите арендаторов (до требуемого уровня), а потом получите льготы. Лет через пять? Умрём, пока получим…».

При этом гендиректор признаёт, что отношение городских властей к предпринимателям улучшается: «Меняется отношение города, оно становится не враждебным, а доброжелательным».

Простой секрет

Отношение власти к предпринимателям – результат целенаправленной экономической политики, проводимой в любой стране. Если это отношение лояльное, если последовательно принимаются меры, направленные на повышение конкурентоспособности собственного производителя, он выходит на мировой рынок и завоёвывает его. И тогда у конкурентов из других стран возникают вопросы: как им это удалось, почему у них такие дешевые товары, почему торговые сети выбирают их, а не нас?

 

На прошедшем в четверг совещании некоторые выступающие говорили: «Китайская продукция в приоритете (у торговых сетей)… Сначала категорийный менеджер смотрит на цену, а не на качество». И задавались вопросом: «А почему у Китая низкие цены?».

Действительно, в чём секрет Поднебесной? Может, в том, что в Китае ниже зарплата, чем в России? Нет – у китайцев она в последние годы стремительно росла, и сейчас выше, чем у нас (см. справку в конце статьи). А к специалистам вообще подход особый: их среднемесячная зарплата составляет 10 тыс. юаней (100 тыс. рублей).

 

При этом Китай последовательно снижает налоги, и это поддерживает развитие промышленности (об этом рассказывал «Свой проект»). Малому бизнесу активно помогают в продвижении товаров, в том числе бесплатным участием в международных выставках. Доля частного сектора в стране растет. Всё это и есть политика поддержки роста производства; это и объясняет феномен китайской товарной экспансии.

Наш производитель может многое, особенно если его поддержать. Неслучайно иногда китайские фирмы маскируют свою продукцию под российскую и продвигают её в таком виде в нашей рознице (об этом упоминалось на совещании). Надпись на упаковке «Сделано в России» должна стать для наших собственных товаров гарантией качества и пропуском в торговые сети – и на внутреннем рынке, и в мире.

Любовь КИЗИЛОВА

Фото «Свой проект»

 

Для справки

По данным одного из источников, средняя зарплата в Китае в 2017 году составляла 5 995 юаней в месяц (59 тыс. рублей). Минимальная зарплата – 3 тыс. юаней (30 тыс. руб.).  Не облагаемый подоходным налогом минимум зарплаты --  4 тыс. юаней (40 тыс. руб.).

Средняя зарплата китайского специалиста – 10 тыс. юаней, или 100 тыс. руб.

Как отмечает один из источников, «с 2008 по 2019 гг. средняя зарплата в Китае выросла больше чем в 2 раза».

Для сравнения, среднемесячная заработная плата в России в январе 2017 года составляла 35 369 рублей (https://reconomica.ru/экономика/статистика/средняя-зарплата-в-рф-2017/).

В 2019 году средняя в России зарплата --  42 595 руб., но в 26 областях и регионах она меньше 30 тыс. рублей (http://fincan.ru/articles/71_srednyaja-zarplata-v-rossii-po-regionam-v-2019-godu/).

 

  • Grey Vkontakte Icon
  • Grey Google+ Icon
  • Grey Twitter Icon
  • Grey LinkedIn Icon
  • Grey Facebook Icon

© 2023 Деловой подход.  Сайт создан на Wix.com