Эра инженера

Технологическая революция возродит спрос

на инженерную профессию

19 января 2019

Вопреки ожиданиям научно-технических кругов, минувший год не был объявлен в России Годом инженера (как, впрочем, и год наступивший). Однако спрос на инженерную профессию обусловлен объективно, самим процессом бурного развития технологий. Поэтому каждый год в наше время можно считать Годом инженера, убеждён президент Международного Шуховского фонда Леонид ШТЕРН. В интервью «Своему проекту» он рассказал об итогах работы фонда в минувшем году, о проблемах в  сохранении наследия выдающегося русского инженера Владимира ШУХОВА.

-- Леонид Михайлович, в прошедшем году ваш фонд приложил немало усилий, чтобы привлечь внимание общественности к важным объектам шуховского наследия, требующим спасения: зданию бывшего Императорского почтамта на Мясницкой улице в Москве, знаменитой башне на Шаболовке, перекрытию листопрокатного цеха металлургического завода в Выксе Нижегородской области. Как и в нашем предыдущем интервью, остаётся актуальным вопрос: удалось ли сделать какие-то реальные шаги к сохранению этих уникальных памятников инженерной мысли?

-- Эти объекты в центре обсуждения, внимание к ним есть, но о результатах пока говорить рано – все они финансово ёмкие, и средства на их реконструкцию не найдены.

Состоянием листопрокатного цеха в Выксе постоянно занимается новый состав правительства Нижегородской области, сформированный после избрания губернатором Глеба Сергеевича Никитина. Я встречался с руководителями министерства культуры и промышленности областного правительства, они вовлечены в эту работу. В частности, с министерством промышленности мы договорились создать специальную рабочую группу, которая будет искать инженерные решения, чтобы спасти уникальные своды цеха -- первые в мире парусообразные стальные сетчатые перекрытия-оболочки двоякой кривизны.

 

Сейчас мы ведём переговоры с экспертами Российского технологического университета (МИРЭА) -- специалистами по восстановлению элементов, подвергнувшихся коррозии. У них есть технологии, которые, например, купили у России США для ремонта военных кораблей. Возможно, именно эти технологии и будут применены в Выксе и на других объектах.

 

-- А где предполагается взять средства на реконструкцию сводов цеха – из федерального бюджета, из областного, или есть надежда на поддержку со стороны бизнеса?

-- Да, скорее со стороны бизнеса -- в частности, Объединённой металлургической  компании, которая и является собственником цеха.

Результаты обследования этого объекта есть, их можно использовать. Надеюсь также, что дружба нашего фонда с инженерными вузами позволит привлечь к реконструкции студентов, которые в ходе практики охотно поработают бесплатно на этом историческом объекте, уникальном памятнике промышленной архитектуры. Уже можно говорить о предварительной договорённости с Инженерной академией Российского университета дружбы народов (РУДН).

Что касается здания Почтамта на пересечении Мясницкой улицы и Чистопрудного бульвара столицы, то здесь, несмотря на все наши усилия, по-прежнему ничего не решено. Напомню, что этот объект является собственностью Почты России, руководство которой по-прежнему ссылается на отсутствие финансов. Сооружения, входившие изначально в исторический комплекс московского почтамта, пережили даже пожар 1812 года, выгорели и были восстановлены. А здание Почтамта, построенное в 1912 году и сохранившееся до наших дней, увенчанное  световым куполом, разработанным по проекту Шухова, разрушается на глазах всей Москвы. Непостижимо, что такое может происходить в самом центре цивилизованной, благоустроенной столицы, с честью принимавшей этим летом миллионы гостей со всего мира; впечатляющей своей историей и архитектурой самых взыскательных ценителей.

 

И наш фонд, и Национальная палата инженеров России предлагали вывести этот объект из ведения Почты России, создать в уникальном здании некий культурный центр; с учётом нового собственника и функционального назначения объекта изыскать средства, спланировать и провести реконструкцию. Однако ничего не происходит.

Загадочная история и с Шуховской башней на Шаболовке. Это знаменитое сооружение, памятник архитектуры советского конструктивизма, который с 2002 года находится в собственности Российской телевизионной и радиовещательной сети (РТРС). За всё время существования башня ни разу не подвергалась полноценной реставрации. В 2009 году Владимир Путин (на тот момент — премьер-министр России) поддержал инициативу тогдашнего министра связи Игоря Щёголева по началу реставрационных работ на Шуховской башне, но существенных шагов в этом направлении сделано не было.

В марте 2016 года внутри башни были установлены вертикальные силовые элементы, напоминающие слоновьи ноги, -- они якобы поддерживают конструкцию и снимают часть нагрузки. Однако неизвестно, кто и насколько точно просчитал это техническое решение, как оно скажется на устойчивости башни. Одно могу сказать – разговоры о сносе Шуховской башни прекратились, и это уже хорошо.

 

Мы знаем, что решение советского правительства о создании Шуховской башни было принято ровно сто лет назад -- в 1919 году, а её эксплуатация началась в 1922-м. В этой связи наш фонд планирует провести ряд юбилейных мероприятий. Мы намерены организовать фестиваль «Башня века», в ходе которого привлечём внимание общества к судьбе этого творения Шухова. В рамках московского фестиваля «Городское пространство – взгляд будущих градостроителей», который прошёл 25 октября – 8 ноября 2018 года, уже провели совместно с Национальной Палатой инженеров круглый стол «Наследие Шухова». 

Шуховская башня – символ достижений русской техники и архитектуры, известный всему просвещённому миру. Изображение башни было логотипом выставки «Инженерное искусство» в центре Помпиду в Париже. Шестиметровый макет башни был установлен на выставке «Лучшие конструкции и сооружения в архитектуре XX века» в Мюнхене в 2003 году. Не забывать об этом, нести это знание обществу, новому поколению российских граждан – значит содействовать осознанию собственной культурной значимости. Это одна из задач нашего фонда. Мы надеемся, что именно через осознание обществом ценности Шуховского наследия и удастся добиться его сохранения. Оно включает в себя не только башню на Шаболовке, на что обращалось внимание в публикации «Парламентской газеты»  . Кстати, в этой статье отмечалось, что «вопрос о восстановлении столь важного памятника решается кулуарно».

- Вы упоминали о намерении провести каталогизацию объектов шуховского наследия и представить их перечень ЮНЕСКО.  В какой стадии сейчас эта работа?

-- Мы этим занимаемся, это очень объёмная работа. Привлекаем к ней студентов МАРХИ и РУДН. Пока работаем на энтузиазме, но очень надеемся на грант.

-- На родине Шухова, в нынешней Белгородской области, граждане проголосовали за присвоение местному аэропорту имени Шухова. С одной стороны, это знаковое событие, которое свидетельствует об уважении к памяти знаменитого земляка белгородцев.

С другой стороны, многие выражали в соцсетях недовольство в связи с самой кампанией по переименованию аэропортов, называя её «кампанейщиной». Мотивы протеста сводились в основном к трём пунктам. Во-первых, в условиях высокого уровня нищеты расходуются средства из федерального бюджета. Во-вторых, переименовываются действующие объекты, вместо того чтобы строить новые и их называть именами известных людей. В-третьих, граждан вполне устраивают названия аэропортов, связанные с привычными именами населенных пунктов – Внуково, Кольцово и т. п. Как вы можете прокомментировать это?

-- С этими доводами трудно не согласиться. Однако в отношении Белгорода ситуация несколько иная – здесь относительно новый аэропорт (его масштабная реконструкция проводилась в 2010 - 2011 годы); его название никак не привязано к топонимике. Попутно надо отметить, что это один из лучших аэропортов страны – по итогам работы за 2013 год он был признан лучшим региональным аэропортом в России за выполнение международных стандартов обслуживания воздушных судов и пассажиров и вклад в развитие региона. Думаю, если такой аэропорт будет носить имя Владимира Шухова, это только придаст ему достоинства и повысит его авторитет.

Отрадно, что на родине Шухова (он родился в городе Грайворон Белгородской области) его помнят и очень уважают. В ходе голосования за новое название аэропорта мнения белгородцев разделилось почти поровну между именами Николая Ватутина и Владимира Шухова. В итоге победил Шухов.

Отдавая должное памяти боевого генерала, Героя Советского Союза, именем которого уже названы в нашей стране многие географические объекты, а также всем героям Великой Отечественной войны и патриотическим чувствам наших граждан, всё же хочу признать, что меня порадовал выбор земляков Шухова – я бы сказал, что это выбор в пользу интеллектуального патриотизма. Великого инженера, признанного в мире, знают и помнят на его малой родине.

-- Очевидно, в этом есть заслуга и Международного Шуховского фонда – расскажите о мероприятиях, которые вы провели на белгородской земле.

-- Действительно, я считаю, что мы внесли в это переименование ощутимый вклад. Активно сотрудничая с Белгородским технологическим университетом им. В.Г. Шухова, Московским государственным техническим Университетом имени Н. Э. Баумана, Федеральной пассажирской компанией РЖД, мы смогли осуществить ряд мероприятий по сохранению памяти о Шухове, привлечению внимания к его персоне.

С 7 сентября курсирует фирменный «шуховский» поезд № 742 Белгород – Москва, все одиннадцать вагонов которого оформлены информационными материалами о деятельности Шухова. В штабном вагоне этого поезда есть библиотечка с литературой о знаменитом инженере. Федеральная пассажирская компания РЖД приурочила к 28 августа, 165-летию со дня рождения Шухова, выпуск журнала «Лучше поездом» с нашей статьёй о выдающемся инженере. Этот журнал лежал целый месяц на подушке буквально у каждого пассажира купейных вагонов всех поездов дальнего следования (тираж журнала 200 тыс. зкз.).

Я считаю акцию с этим поездом исключительно удачной: он идёт в дневное время, люди не спят, читают, узнают много нового. Эта акция, обладающая большим просветительским значением, счастливым образом совпала по времени с голосованием по наименованию аэропорта в Белгороде. В СМИ было много публикаций о «шуховском» поезде. В значительной мере именно благодаря этой акции мы и победили на  «фронте» интеллектуального патриотизма. Конечно, большую поддержку оказала местная администрация, образовательные и научные организации. Имя Шухова было, что называется, на устах. БГТУ им. Шухова провёл ряд мероприятий в честь его 165-летия -- например, в Грайвороне совместно с городской администрацией Университет организовал Шуховский фестиваль.

 

Состоявшийся в октябре Петербургский  Международный Газовый Форум в Санкт-Петербурге прошёл под знаком юбилея Шухова; был организован ряд семинаров и круглых столов. В штаб-квартире ООН в Нью-Йорке осуществлена акция «Русские учёные, изменившие мир», которую организовали Международный Шуховский фонд и Минпромторг РФ при поддержке МИД РФ.

 

Наш фонд издал трёхтомник трудов Шухова, провёл многочисленные презентации этого издания, в том числе на заседаниях больших учёных советов БГТУ им. Шухова и МГТУ им. Баумана, в президиуме РАН, в  Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского. Необходимо особо отметить, что спонсором этого издания выступил  Gazprom International, активно участвующий в просветительских проектах.

 

Вышли публикации о Шухове в «Независимой газете», в «Аргументах и фактах», в «Гудке», в петербургской газете «Секретные материалы», в журнале «В мире науки» и в русской версии «Scientic American».

 

- Ваш фонд был в числе инициаторов объявления 2018 года Годом инженера в России. Однако минувший год стал Годом волонтёра, наступивший объявлен Годом театра… Это как-то повлияло на стратегию публичных мероприятий, проводимых фондом?

 

-- В марте 2017 года Международный Шуховский фонд и Национальная палата инженеров обратились к президенту России Владимиру Путину с предложением провести в стране Год инженера. Эту инициативу поддержали десятки инженерных университетов, министерства и ведомства, крупнейшие корпорации, общественные организации.

К сожалению, ни 2018-й, ни 2019-й не были объявлены Годом инженера. Однако есть явления, которые обусловлены объективно. Спрос на инженерную профессию, которая не числится у нас среди наиболее престижных и высокооплачиваемых, неизбежно возродится – иначе кто же будет развивать высокие технологии; создавать современные приборы и конструкции; строить лучшие в мире заводы; обеспечивать конкурентоспособность России на мировом рынке?

На этом и основывается стратегия фонда. Мы должны быть не просто готовы к развитию  объективно сложившегося  тренда, но и находиться в его авангарде, обеспечивать его полную реализацию в интересах российской экономики – иначе какие же мы хранители шуховского наследия? Сегодня для нас каждый год – Год инженера, потому что настала эра инженера.

Мы активно работали в Год волонтёра, по сути утверждая принципы волонтёрского движения. И мы готовы органично вписаться в Год театра, используя сценические площадки для повышения престижа инженерной профессии, пропаганды инженерных идей, рассказа о жизни известных инженеров России. Есть договорённости с рядом театров о постановке спектаклей на эту тему. Нас поддерживает ректор Российского института театрального искусства (ГИТИС) Григорий Анатольевич Заславский. Общаемся с Нижегородским государственным академическим театром драмы имени М. Горького и другими театрами в Москве и регионах. Создаются драматургические произведения по инженерной тематике; уже к концу 2019 года пройдут их премьеры.

Конструктивный, позитивный подход к делу позволит обеспечить синергию воздействия театрального искусства и потребности общества в продвижении инженерных идей.

Вела беседу

Любовь КИЗИЛОВА

Иллюстрации (внизу):

 президент Международного Шуховского фонда Леонид Штерн и президент РАН академик Александр Сергеев;

ректор БГТУ им. Шухова Сергей Глаголев, президент БГТУ им. Шухова Анатолий Гридчин, Леонид Штерн;

фирменный  «шуховский» поезд № 742  Белгород – Москва, начальник поезда Эдуард Выродов даёт отправление.

  • Grey Vkontakte Icon
  • Grey Google+ Icon
  • Grey Twitter Icon
  • Grey LinkedIn Icon
  • Grey Facebook Icon

© 2023 Деловой подход.  Сайт создан на Wix.com