Есть по-нашему

Заметки с выставки «Продэкспо»

16 февраля 2020

Широким изобилием продуктов и напитков встретила посетителей открывшаяся 10 февраля выставка «Продэкспо-2020». Радовало глаз разнообразие отечественных производителей. Однако удивляет, насколько сильна их тяга (или их маркетологов) к иностранным названиям продуктов, зачастую уникальных и самобытных.

«Косят» и под Азию, и под Европу

Продукция ряда регионов России была представлена на коллективных стендах. Это интересно и удобно для посетителей. Подходишь, например, к стенду сибирских производителей, и видишь – чего только нет: травяные чаи, необыкновенные меды и масла, разнообразные полуфабрикаты вегетарианских котлет, мука овсяная, гречневая, из зародышей пшеницы… Для любителей здорового питания и всяких эксклюзивных диет – просто раздолье и праздник жизни. Эти ценные продукты создаёт малый бизнес, в частности, ООО «Злаки Сибири».

Правда, присмотревшись к названиям, замечаешь некоторые особенности в «одёжке» этого великолепия. Некоторые вегетарианские котлеты почему-то «косят» под японские, а в названиях отдельных сортов чая откуда-то взялось слово «пуэр»…

А ведь пуэр (普洱茶 pǔ'ěrchá, буквально: «чай из Пуэра») – это чисто китайская продукция, постферментированный чай. Довольно дорогой. Он отличается специфической технологией производства: собранные листья, обработанные до уровня зелёного чая, подвергаются процедуре микробной ферментации — естественному либо искусственному (ускоренному) старению. Родина пуэра -- территория на восточной границе Тибетского нагорья, но никак не Сибирь.

Китай – безусловно, великая держава с древнейшей,  тысячелетней культурой. Китай – родина чая, его земля обетованная. И что же -- «закосить» под китайский чай – значит привлечь покупателей?  Но ведь Сибирь сама по себе настолько широка, богата и уникальна, что когда её пытаются рядить в японо-китайские маркетинговые одежды, становится за неё как-то обидно. Сибирь даёт огромный простор для фантазии, в том числе и в названиях продукции, и только  непонимание собственных корней, культуры и истории, биологического разнообразия  края может создавать странных маркетинговых мутантов.

 

Идём дальше. Костромские сыры – тоже есть на что посмотреть и что попробовать. Славный продукт, достойная история! Костромской твёрдый сыр, один из самых распространённых в России, был самым распространённым и в СССР. Впервые появился во второй половине XIX века в Костроме на сыроварнях купца Владимира Бландова в селе Андреевское Костромского уезда. Первая сыроварня была построена 1878 году, а в 1912 в губернии было уже 120 заводов!  

  

Посмотрим, что предлагают костромские сыроделы сегодня. Вот продукция компании «Воскресенский сыродел». Названия: «Le Buyere», «Воскресенский пармезан»… Есть, конечно, и другие марки (например, «Корольков», совершенно уникальный сыр – в одной сырной головке он разной твёрдости), но  «пармезаны» откуда взялись в названиях и для чего?

Так ведь это импортозамещение…

Представители компании объясняют: это же импортозамещение… И что? Если импортозамещение – значит надо создавать свой продукт, замещающий импортный, но не значит пытаться копировать, воспроизводить  чужие бренды. Напротив – хотелось бы видеть на замечательной отечественной продукции         чисто российские марки, отражающие нашу культуру и историю.

Вот ещё один производитель сыров – небольшая компания (всего около восьми человек, настоящий малый бизнес). А сыр какой вкусный предлагают попробовать! Производитель родом из Вологды. Даже сам адрес компании несёт отпечаток русской старины – Пошехонское шоссе… Почему же название такое  у компании нерусское – «Сырмейстер»? Откуда этот «мейстер» взялся на Вологодчине, как он прицепился к названию доброго русского сыродела?

Из всех сыров, предложенных на стенде «Сырмейстера» к дегустации, самым вкусным оказался «Сен-Полен». Потрясающий сыр –  жаль, что такого в магазинах Москвы не встречалось. Но и тут название подкачало. Что за «Сен-Полен»? И каким боком он к Вологде причастен?

Представители  компании пояснили, что все названия тестировались на фокус-группах, охватывающих разные слои населения. Получается, что потребителям нравятся иностранные названия. Но ведь и вкусы потребителей, наверно, тоже надо как-то воспитывать в духе потребительского патриотизма, уважения к родным корням, собственной самобытности. Так стремятся делать во всём мире.

Малый бизнес активно включился в производство сыров после ввода эмбарго на европейскую продукцию. И результаты есть. Стоило сходить на «Продэкспо», чтобы убедиться в этом. Остаются наивные вопросы: во-первых, почему эти результаты зачастую так не по-русски называются;  и во вторых, когда мы всё это пищевое богатство увидим в магазинах столицы?

И ещё один наивный вопрос: когда вернутся цены на сыр, существовавшие до введения продуктового эмбарго (в августе 2014 года)?  Ведь после запрета ввоза ряда продуктов из Европы и  замещения их продукцией российского АПК цены выросли очень существенно. Один из источников утверждает: «В конечном счете российский потребитель из-за эмбарго скорее проиграл, считают эксперты».

 

До введения эмбарго более 50% сыра на нашем рынке было импортным; сыры закупались в трех десятках государств. Производство сыров в России за пять лет (после ввода эмбарго) увеличилось более чем в 1,5 раза. Пятилетие эмбарго многие СМИ отметили публикациями; при этом сообщали и о росте цен на продукты. Так, по данным mk.ru (со ссылкой на консалтинговую компанию КPMG), 

сливочное масло подорожало на 79%, рыба мороженая неразделанная на 62%, молоко и масло подсолнечное – на 35%. Про динамику цен на сыр этот источник не сообщает, но потребитель и так знает: дешевле 500 - 600 рублей за килограмм в столице сыра нет, зато есть по 900 - 1000 руб. и выше. В результате многие вынуждены просто исключить этот продукт из рациона, хотя раньше он был вполне доступен.

 

В последний день работы выставки удалось попробовать прекрасную продукцию ещё ряда российских компаний, познакомиться с ними. В их числе – Барнаульский молочный комбинат. Его представители пояснили, что этот сыр под маркой «Ромбор» можно купить в Москве в магазинах сети «Перекрёсток».

Мягкие рассольные сыры представляла компания ООО «Рикон». Удалось попробовать, например, сыр «Зимаревский» с паприкой, довольно необычный и очень вкусный. Вот пример удачного названия продукта, отражающего местную топонимику – производственная площадка компании расположена в селе Зимари Калманского района Алтайского края.

«Кудашка» - вся в золоте

Возвращаясь к теме удачных названий, хочется упомянуть марку «Кудашка» --  сертифицрованное куриное мясо для детей от трёх лет. Его производит Ржевская птицефабрика, расположенная в посёлке Есинка Ржевского района Тверской области. Представители компании говорят, что в Москве «Кудашку» можно купить в сетевых магазинах «Глобус» и «Метро».

Этот продукт высоко оценили на выставке «Продэкспо-2020» - он заслужил четыре золотых медали. Думается, и симпатичный бренд сыграл свою роль в такой высокой оценке.

Ещё одну золотую медаль этот же производитель получил за халяльную продукцию «Кур-кума».

И тоже отдельное поздравление маркетологам: в названиях продукции птицефабрики есть и колорит, и какая-то игра, и добрая ирония.

Органика -- в законе

В день открытия «Продэкспо-2020» прошел специальный  блок мероприятий, посвященных органической продукции (открывающая сессия и практическая конференция). Эта отдельная тема, сколь интересная, столь непростая. Интересная – потому что производство органической продукции открывает новые горизонты. Непростая – потому что с 1 января 2020 года в России вступил в силу федеральный закон, посвященный этой продукции, и её производство должно четко следовать новым  требованиям, в том числе сертификации. Однако, как отмечали участники специальной открывающей сессии и практической конференции, в стране пока не хватает квалифицированных специалистов для сертифицирующих органов.

Кроме того, не хватает стандартов, необходимых для сертификации некоторых видов органической продукции – в частности, дикоросов. Это, в том числе, ягоды-грибы, продукцией из которых Россия могла бы снабжать весь мир, однако пока занимает лишь 47-е место в мире по производству дикоросов.

Выставка  «Продэкспо - 2020» оказалась удачной площадкой для обсуждения проблем производства органической продукции. В ходе дискуссии стало понятно: войти в рынок органики непросто, но чрезвычайно перспективно, и здесь вполне могут найти своё место именно малые компании.

Время пить шампанское

Продукция некоторых из них участвовала в дегустации в рамках практической конференции. Совершенно необычный напиток представила, например, компания из Челябинска – органическое шампанское «SURA», которое изготавливается всего из трёх ингредиентов: мёда, лесных ягод и воды. Это шампанское, нежное и мягкое на вкус, было представлено на стенде «SURА» в специальном разделе «Продэкспо», посвящённом органической продукции.

Опять же вопрос: можно ли такой эксклюзивный продукт купить в столице? К сожалению, пока здесь есть только центральный склад компании. Производство размещено в Челябинске, головной офис в Сочи.

Попутно заметим: среди названий продукции этой компании, наряду с иноземными,  есть и русские: «Медовое шампанское», «Питный мёд». Есть и некие гибриды: русские слова, написанные латинскими буквами: «LIPA», «ВERESTA», «VERESK». Хотя бы в такой форме национальный колорит присутствует.

Проект «SURA» называет в числе своих задач «возможности возрождения культуры употребления традиционных русских напитков и развитие Движения в поддержку медоносных пчёл, как в России, так и во всём мире». А кто же не хочет поддержать медоносных пчёл?

Остаётся надеяться, что всё увиденное в мире продовольственного разнообразия на «Продэкспо - 2020» вскоре займёт достойное место и на наших прилавках, и на зарубежных рынках. За это стоит и бокал шампанского поднять, желательно – отечественного (хотя, надо признать, и само-то слово «шампанское» тоже совсем не русского происхождения)…

Любовь КИЗИЛОВА

Фото «Свой проект»