
Генерировать поток клиентов
Бизнес без бюджета – возможно ли это?


16 октября 2019
«Запуск бизнеса без бюджета» -- интригующее название не могло не привлечь слушателей на бесплатный семинар для предпринимателей, состоявшийся в пятницу в Западном административном округе ГБУ «Малый бизнес Москвы». Один из участников так и сказал: «Зацепило название…»
С надеждой на чудо
Название «зацепило» и других участников. Как выяснилось в ходе их знакомства с ведущим, основателем школы бизнеса Игорем ХЛУДЕНЦОВЫМ, многие пока не создали своего дела, только вынашивают идею. Кто-то задумал создать пивной магазин-бар, кто-то пекарню или интернет-магазин одежды. И естественно, задаются вопросом: где взять средства на аренду помещения, закупку оборудования, рекламу…И если тебе обещают рассказать, как создать бизнес без бюджета – бегом побежишь на семинар.
Возможно, ведущий и не убедил всех в возможности безбюджетного старта. Однако семинар всё же оказался полезен: в простой и понятной форме Игорь рассказал о самых главных ошибках, которые совершают на первых шагах создатели своего дела.
«Ошибки мне ясны как свет…»
Тем, кто уже помучился год-два над созданием и продвижением собственного небольшого бизнеса, эти ошибки хорошо известны. Как сказал поэт, «ошибки мне ясны как свет, но силы их исправить нет». Растрачены деньги, время и силы; истерзаны нервы. Человек весь в кредитах, которые неизвестно как выплачивать…
Зачем учиться на собственных ошибках, когда известны чужие, наиболее типичные? Ведущий разложил их по пунктам.
Первая: сначала создают бизнес, а потом думают, как продавать продукт.
Вторая: ищут деньги, а не возможности.
Третья: раздают доли в компании.
Четвертая: не спрашивают у экспертов.
Пятая: учатся у теоретиков.
Шестая: берут кредиты без бизнес-опыта.
Седьмая: ищут «уникальную» идею.
Восьмая: не узнают про льготы от государства.
«Создают бизнес -- потом думают, как продавать продукт»
Пожалуй, самая главная ошибка – она же первая в списке: «Создают бизнес, а потом думают, как продавать продукт». Действительно, многие не задумываются над продвижением товара или услуги, зацикливаясь на их создании.
Справедливо выглядят комментарии ведущего и к ошибке №6: берут кредиты, ищут инвестора, не имея бизнес-опыта. А при этом инвесторы, как ни парадоксально, интересуются именно теми проектами, которые могут развиваться и без инвестора, заметил ведущий.
Нетрудно согласиться и с комментариями к ошибке №3, о раздаче долей в компании. Приходилось такое встречать: не хватает денег у человека, чтобы развивать бизнес, и он начинает предлагать долю тому, кто готов выручить с деньгами. Да еще и поровну делит доли! По словам ведущего, «самая неработающая» модель в разделе долей бизнеса – это 50 на 50. Эксперт советует «взять на себя хотя бы 51%», к тому же прописать в учредительных документах, по каким вопросам ваше слово будет последним. И это понятно -- иначе принятие всех решений будет или пробуксовывать, или окажется не в вашу пользу…
Эксперты, теоретики – к кому податься?
Думается, противоречат друг другу четвертый и пятый пункты из предложенной Игорем азбуки ошибок. С одной стороны -- «не спрашивают у экспертов», с другой стороны -- «учатся у теоретиков». А что, теоретики и эксперты так уж сильно отличаются? В нашей реальности – точно не сильно. Не раз довелось бывать на семинарах «экспертов», которые в бизнесе оказывались лишь «теоретиками», и то с большой натяжкой.
На фондовом рынке есть такой феномен: ведущие различных курсов и семинаров – как правило, это те, кто не состоялся (попросту прогорел) как успешный игрок, трейдер. Поэтому «физики» (физические лица), настоящие «бойцы» фондового рынка, которые несут личную ответственность за принятые решения о покупках и продажах, шутят: торгующий не учит, обучающий не торгует…
Как же быть начинающему предпринимателю: идти за наукой к экспертам или нет? Это, конечно, личный выбор каждого. Но можно посоветовать: во-первых, осторожно относиться к тем, кто называет себя экспертами, анализировать их личный бизнес-опыт; во-вторых, не доверяться рекламе массовых семинаров, на которых люди бегут, опрокидывая стулья, чтобы оплатить курс. И не влезать в долги, чтобы последовать за массой: вполне возможно, что ведущие чудо-семинаров используют методики психологического воздействия на толпу; не исключено, что люди, опрокидывающие стулья в стремлении выложить тысяч сто за курс семинаров – нанятые статисты.
Если у вас есть знакомые, которым вы доверяете и которые прошли свой собственный успешный путь в бизнесе – почему бы не послушать совета… Но если вас зазывают «коучи», обещающие сверхчудесный и мгновенный результат – стоит насторожиться.
Принцип здесь простой -- примерно как в известной шутке про покупку яхты: если вы спрашиваете, во сколько обходится её содержание, значит, вам рано покупать яхту. И если вы без советов «коуча» не можете шагу ступить, самостоятельно вести своё дело – значит, вы ещё к нему не готовы.
Впрочем, когда есть бесплатная возможность прийти на семинар для предпринимателей и послушать советы эксперта – почему бы и нет. Желательно только слепо не верить каждому слову, а просеивать всё, что вам говорят, сквозь сито здравого смысла…
Возвращаясь к комментариям ведущего по типичным ошибкам, заметим: он не очень высоко ценит роль уникальной идеи. По его словам, «идея – это меньше 1% бизнеса, какой бы гениальной она ни была». А как же УТП – уникальное торговое предложение, о котором ещё с прошлого века толкуют корифеи бизнеса, авторы бестселлеров по продвижению? Ведущий сам приводил положительные примеры использования УТП. И главный совет, который он дал, повторялся рефреном: не быть как все. Значит, всё же что-то уникальное надо иметь?
Не искать клиентов, а создавать их потоки
Если даже сама услуга или продукт не являются уникальными для рынка, то формы продвижения ведущий призвал искать свои, необычные. Он действительно заставил задуматься в этом направлении. И сформулировал стратегическую задачу: не искать клиентов, а создавать потоки, которые принесут клиентов. «Чем больше потоков создашь, тем больше получишь клиентов. И с этого надо начинать – до создания продукта!», -- призвал эксперт.
По его словам, всегда найдутся те, кто заинтересован в продвижении вашего товара или услуги. Главное – уметь находить таких субъектов. Пример подобного подхода: предпринимательница, производившая дизайнерские украшения, договорилась с магазином одежды, чтобы её изделиями были украшены наряды на манекенах. Вполне логично. И, кстати, доводилось видеть такие украшения на манекенах в реальном супермаркете.
Но были и истории, смахивающие на мифы. Например, рассказ про студента, абсолютно нулевого в бизнес-опыте. Студенту якобы удалось без затрат открыть магазин секонд-хэнд в подмосковном городе, слушаясь советов Игоря. Сначала студент договорился об аренде помещения, получив отсрочку платежа – причем с какой-то непонятной формулировкой: «на месяц, а то и на три».
Потом договорился с обанкротившимся магазином о получении торгового оборудования, и тоже с отсрочкой платежа. Потом нанял персонал, решив вопрос с зарплатой так: «Пусть сам заработает себе зарплату» (а если не заработает, чем студент зарплату выдаст?). Продвижение бизнеса в этой дивной истории выглядело совсем просто. Как студент делал рекламу? «Баллончиком на асфальте»!
Вполне можно представить случаи, когда заинтересованные компании идут навстречу начинающему бизнесу. Стартующий в создании компьютерных игр предприниматель недавно рассказывал, что он пришел со своими идеями к опытным разработчикам, и они для него бесплатно создали две игры на основе этих идей.
И всё же трудно поверить, что все этапы создания реального магазина и его продвижение удалось осуществить без бюджета. Да и сам ведущий обмолвился, что создание бизнеса без бюджета – «на самом деле это миф», и добавил: «Чем меньше денег потратите, тем больше времени потребуется». В это верится.
Оставляя в стороне ошибку №8 про льготы от государства (это отдельная большая тема), попробуем подвести итог. Бизнес без бюджета – это миф или реальность? Однозначно сказать трудно. Но некоторые истории на эту тему, рассказанные на семинаре, выглядят мифически. Семинар оказался интересен скорее не ответом на вопрос о безденежном бизнесе, а попыткой расшевелить воображение начинающих предпринимателей; помочь мыслить нестереотипно, выбирать небанальный путь продвижения; разумно тратить даже скромный стартовый капитал и не загонять себя в долговую ловушку.
Любовь КИЗИЛОВА
Фото «Свой проект»
