«Хочу жить по правилам!»

Встречайте проверку грамотно

29.06.2018

В Москве проводится всё больше мероприятий, помогающих предпринимателям защищать свои интересы, в том числе в ходе проверок. Неделю назад  «Свой проект» рассказывал

об очередной встрече бизнеса с контрольно-надзорными органами и властными структурами  в Западном административном округе столицы.

В четверг на площадке столичного делового центра Meeting Point  состоялся обучающий семинар «Предприниматели против незаконного вторжения и незаконных проверок бизнеса. Устранение избыточных административных барьеров в деятельности контрольно-надзорных органов». Главный совет  экспертов: знать законы и пользоваться действующими в Москве инструментами защиты предпринимателей.

 

Семинар прошел очень живо: вопросов было много, и довольно острых. В частности, бизнес беспокоят проверки общественных организаций. Предприниматели жаловались: порой такие контролёры помашут непонятным удостоверением, не представят необходимых документов, «ведут себя агрессивно» и даже вымогают взятки. Участники встречи интересовались: как  вести себя в таких ситуациях?

Как пояснил старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Москвы Алексей БОЛЬШАКОВ, любые проверяющие обязаны представиться, предъявить удостоверение личности и распоряжение на право проведения проверки. В распоряжении должен быть указан перечень всех проверяющих лиц, оно должно быть подписано руководителем структуры, которую представляют проверяющие. Кроме того, в распоряжении должны быть указаны: основание для проверки, её предмет  и вид (плановая или внеплановая).

«Любая проверка начинается с представления», - подтвердил и начальник отдела надзора в сфере защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Москве Владимир КРАВЧЕНКО. Он напомнил, что все проверки осуществляются на основе федерального закона №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который предпринимателям надо хорошо изучить, чтобы знать свои права и обязанности в этой сфере.

Предприниматель всегда может позвонить в организацию, от которой пришла проверка, уточнить, если сомневается в её правомерности. Участники семинара спрашивали: а можно ли пожаловаться на проверяющего? «Конечно, если он превышает полномочия», - ответил Владимир Кравченко. Он добавил, что если проверка проводится, например, по обращению граждан, то её предмет должен соответствовать этому обращению. То есть, если люди жалуются на шум холодильников (на объекте общепита), то это и должно быть предметом проверки -- но при этом проверяющие «не лезут ни в колбасу, ни в конфеты, ни в алкоголь». Вполне образное и популярное объяснение.

Если же вас проверяет некая общественная организация, которая, по словам предпринимателя, задавшего вопрос, «ведет себя крайне агрессивно», надо отвечать так: «Спасибо, что указали. Мы ужесточим контроль. До свидания». И ещё совет: «Ничего не давайте! А то потом замучают».

 

Как заметил заместитель начальника Управления по обеспечению деятельности Штаба по защите прав и законных интересов субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности Москвы Евгений ДОМБРОВСКИЙ, в столице создан целый ряд инструментов защиты прав предпринимателя, и он может воспользоваться любым в случае неправомерной проверки. Можно обратиться и в Штаб защиты предпринимателей, и в прокуратуру.

Конкретный совет дала начальник Управления государственного контроля Департамента торговли и услуг Москвы Галина ФОНАРЕВА: «Запомните простую истину. Если общественная организация не может показать вам удостоверение, значит это мошенники».

Как и Владимир Кравченко, Алексей Большаков тоже настоятельно советовал предпринимателям читать ФЗ №294, основополагающий документ по проведению проверок; «в нём пошагово и лаконично всё записано».

В соответствии с законодательством, по итогам проверки должен быть составлен акт. Его копию проверяющие обязаны выдать предпринимателю. И в случае несогласия вы можете обжаловать этот акт, даже если не подписали. «Любой процессуальный документ имеет срок обжалования», - пояснил Алексей Большаков. «Можете написать обжалование на любое действие органов контроля», - добавил он.

Советник Управления по вопросам противодействия коррупции ДРБиПК Москвы Николай ФОМИН и его коллеги ответили на вопрос о конкретных признаках коррупции в ходе проверок бизнеса. По словам специалистов, независимо от того, проверяет вас общественная организация или должностное лицо, необходимо проверить удостоверение проверяющего. Если есть «факты вымогания денежных средств», советуют зафиксировать это с помощью электронных носителей (телефон, диктофон и т. п.).

 

В ходе семинара, организованного правительством Москвы, Штабом по защите бизнеса и ГБУ "Малый бизнес Москвы", были отмечены новые тенденции в работе контрольно-надзорных органов. Так, заместитель начальника Управления – начальник отдела надзора в области пожарной безопасности Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Москве Дмитрий КРАСНИКОВ рассказал о применении риск ориентированного подхода к проверкам, снижении административного давления на бизнес. Критерии категорий риска можно посмотреть в постановлении правительства РФ №806 от 17 августа 2016 года.

 

Владимир Кравченко сообщил о сокращении внеплановых проверок в Москве. Он привел такие показатели: раньше их количество обычно составляло около 8,5 тыс. в год, а в 2017 было всего 3,1 тыс.

 

Еще одна тенденция – упреждающий, а не карающий характер проверок: выдача предупреждения, предоставление возможности устранить нарушение вместо немедленного назначения штрафа.

 

Кроме того, в отношении малого бизнеса продолжаются трехлетние надзорные каникулы (они действуют до декабря текущего года; будут ли потом продлены, пока неизвестно).

 

Еще одна тенденция – развитие диалога с бизнесом.  «Мы открыты для общества», - заявил Дмитрий Красников и пригласил предпринимателей обращаться за консультациями специалистов пожарного надзора: «В каждой префектуре Москвы есть наше управление, при необходимости наши сотрудники могут дать консультацию».

 

Если оценивать поведение предпринимателей, то здесь тоже можно заметить интересные особенности. Бизнес активно включается в образовательный процесс, хочет быть просвещеннее – на обучающих семинарах, разъясняющих права предпринимателей, зал всегда полон.

 

И еще: бизнес стремится к полной легитимности, чтобы не иметь претензий со стороны контрольно-надзорных органов. Марина, одна из участниц семинара, владелица микробизнеса (небольшое ателье), задавала много конкретных вопросов - вплоть до того, как надо перезаряжать огнетушитель. В принципе, она была удовлетворена полученными ответами. И всё же решила воспользоваться возможностью, о которой говорил Дмитрий Красников: прийти на консультацию к специалистам пожарного надзора. «Пойду на консультацию. Хочу жить по правилам», - сказала Марина.

Любовь КИЗИЛОВА

Фото «Свой проект»

 

Для справки

Веду семинара дали контакты для обращения предпринимателей столицы.

 

Штаб по защите прав и законных интересов предпринимателей Москвы:

8(495) 620-20-45, приём – Вознесенский переулок, дом 22.

Управление по вопросам противодействия коррупции ДРБиПК Москвы:

8(495)950-44-40, приём: Шаболовка, дом 6.

 

Органы прокуратуры:

каждый первый вторник месяца – всероссийский приём предпринимателей, во всех подразделениях, без предварительной записи (жалобы – в письменном виде).

 

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Москвы, Михаил ВЫШЕГОРОДЦЕВ:

 http://business-ombudsman.mos.ru