Ищи путь смолоду

Чай с лимоном -- не только для себя

04 февраля 2018

Не только продвигать свое творчество, но создать мультибрендовую платформу, чтобы помогать и другим художникам продавать их работы. Согласитесь, задача, которую ставит перед собой Сергей КАЗАРЯН, масштабная и ответственная. Особенно, если учесть что Сергею всего шестнадцать лет.

 

Инструмент – это вторично

Веками художника представляли как инфантильного одиночку, отрешенного от реальности, нуждающегося в поддержке меценатов, умираюшего в нищете и лишь после этого обретающего заслуженную славу.

Мир изменился кардинально, и в значительной степени благодаря соцсетям – это реальный прорыв не только в общении, но и во взаимодействии людей, в том числе в деловом. Однако приписывать успех художника только информационным технологиям было бы крайне нелепо: всем доступны карандаши и краски, но не все становятся Рафаэлями.

Соцсети – лишь инструмент.  Сергей сумел успешно применить его, но скорее всего потому, что внутренне был готов к успеху, настроен на него. Увидел подходящий инструмент – почему бы не воспользоваться? Главное же – это готовность и стремление неустанно работать, чтобы выразить себя.

 

«Я понял, что мое творчество кому-то интересно»

Сергей окончил с отличием художественную школу, в которой учился шесть лет. И сразу начал подрабатывать. Сначала – аквагримером (есть и такая профессия), разрисовывал лица участникам детских праздников. Потом – баристой в кафе.

Окончив девять классов обычной ощеобразовательной школы в Подмосковье, начал размещать в соцсети (для начала в VK) свои работы. Это были портреты и скетчи (от англ. sketch - эскиз, набросок, зарисовка»). И за два месяца он набрал 500 подписчиков. «Я понял, что мое творчество кому-то интересно», - вспоминает Сергей.

 

Был высокий спрос на портреты. Такой высокий, что не успевал выполнять все заказы. И он устроил розыгрыш среди тех, кто делал репост его поста в VK. С помощью специального сервиса выбирал победителя (по принципу случайных чисел), которому делал портрет бесплатно. «Было много желающих», - говорит Сергей. Еще бы – это интересный маркетинговый ход, практически аттракцион.

 

«Мне захотелось делиться своим творчеством»

Последовал очередной шаг. «Мне захотелось делиться своим творчеством», - рассказывает Сергей. Он начал делать открытки с собственным дизайном. Заказывал их в компаниях офисной полиграфии, маленькими партиями. Знакомые охотно покупали эксклюзивные открытки с авторским дизайном, по 10 - 15 рублей за штуку. На каждой открытке зарабатывал по 5 рублей. Мелочь, конечно. Но тут важен сам подход к делу -- поиск новых путей в творчестве и его продвижении.

И вот новый шаг, в пятнадцать лет – открытие  своего канала в YouTube. Тематика – развлекательно-обучающая: как нарисовать портрет, сделать брелок из полимерой глины и т. п.

Кстати, идея с изготовлением брелоков была, пожалуй, первой неудачей в творчестве Сергея. «Не особо порадовал результат, не окупились – долго и хлопотно», - вспоминает он. Хотя в творческом плане идея была интересная: он делал серию брелоков в виде фруктов – арбузов, лимонов и т. п.

Похоже, что символика лимона для Сергея знаковая. На серой футболке, в которой он пришел на интервью, искусно вышитая вручную композиция с этими цитрусовыми, сопровождается надписью: «Если судьба дала тебе лимон, сделай из него чай с лимоном». Понятно, что это трансформация известного англоязычного высказывания о лимонаде. «Это сделала моя знакомая художница, она знает, что я люблю чай с лимоном», -- поясняет Сергей. В контрасте со строгим черным костюмом жизнеутверждающая футболка выглядит особенно эффектно.

«Это был очень хороший опыт»

Зацикливаться на неудачах – не в характере настоящего предпринимателя: «С брелоками не очень получилось, и я пошел дальше!». Вот эта способность перешагнуть неудачу и двигаться дальше – пожалуй, одно из важных качеств успешного бизнесмена.

Хотя и дальше не все было гладко. Он вместе с мамой своей подруги и другими художниками (всего впятером) во время фестиваля японской культуры минувшим летом арендовал ларек для продажи сувениров у музея «Гараж». Ларек маленький, около четырех квадратных метров, однако вложили вместе 15 тысяч рублей – всего на два дня!

Сергей давно мечтал поучаствовать в чем-то подобном. Когда ходил по выставкам и ярмаркам с декоративно-прикладными изделиями, получал огромное удовольствие, разглядывая продукцию других мастеров, мечтал оказаться «на месте тех, кто продает». И вот он сам в гуще жизни, в эпицентре фестивальной стихии…

Однако в первый день люди в их ларек почти не заглядывали. И это было очень тяжело пережить. Это было разочарование, которое помнится до сих пор. Однако на второй день судьба улыбнулась художникам: народ повалил. Продали всё – и изящную керамическую посуду мамы его подруги, и авторские изделия самого Сергея: расписанные вручную чехлы для телефонов, значки. Дизайнерские чехлы уходили по 1500 руб., значки по 400.

«Это очень хороший опыт, можно было почувствовать спрос», - рассказывает Сергей об участии в фестивале.

Спрос оказался таким, что многие посетители просили Сергея разрисовать их чехлы для телефонов тут же, на месте. Однако он отказывался. Почему? Ведь это дополнительный заработок. Ответ Сергея в очередной раз удивил серьезностью, не по годам: «Я трепетно отношусь к своему искусству, так не могу».

«Художникам вместе быть выгодно»

Сегодня у Сергея 2 тыс. подписчиков в Instagram, 500 в YouTube. Он перешел учиться в московскую школу (пока ездит на занятия из Подмосковья, но скоро в столицу переберется вся его семья). Сергей - студент распределенного лицея НИУ ВШЭ, по социально-экономическому направлению.

У него много дополнительных занятий по профилю лицея: экономика, политология, социология. Он активно изучает иностранные языки: английский, немецкий. Недавно ходил на пробный урок курсов китайского языка – когда станет немного посвободнее, планирует выучить и его. Зачем? Для будущей предпринимательской деятельности.

А что в ближайших планах? «Хочу открыть свой мультибренд. Сейчас мода на вещи рукотворные, эксклюзивные, hand made», -- поясняет Сергей. На платформе будущего мультибренда он собирается объединить усилия трех художников, работающих в разных жанрах. В дальнейшем планирует расширять круг участников сотрудничества: «Художникам вместе быть выгодно, объединять усилия». Сергей активно работает над созданием мультибрендовой платформы. Уже придумал название для сайта, но это пока секрет.

Почему он собирается поддерживать коллег по цеху? Ответ простой: «Художник – он же не продавец». Искусство творческих людей востребовано, но надо помочь им находить каналы сбыта, продвигать свои работы, содействовать участию в фестивалях и выставках. Вот такая программа. А главная, стратегическая задача Сергея Казаряна сформулирована еще амбициознее: «Развитие искусства в России и в мире». Ни много ни мало!

«Получить все навыки предпринимателя»

В семье Сергея нет художников: мама бухгалтер, папа предприниматель, но вовсе не в сфере искусства – по части общепита. Мудрость родителей заключается в том, что они никогда не мешали Сергею в его начинаниях – напротив, всегда поддерживали. И он целенаправленно идет своим путем к успеху.

Сейчас он только на первом курсе распределенного лицея ВШЭ. Окончит второй, и будет поступать в «Вышку», на экономический факультет, причем хочет учиться по программе двух дипломов (одновременное обучение в России и в Лондоне).

Зачем это художнику? Ответ опять удивляет взрослой серьезностью и четкостью формулировок: «Я бы очень хотел получить все навыки предпринимателя».

И к этой цели он идет шаг за шагом. В ближайших планах зарегистрировать ИП: человеку, не достигшему восемнадцати лет, законодательство позволяет это сделать с согласия родителей. Нет сомнений, что они поддержат его.

Что может Сергей пожелать своим сверстникам, начинающим предпринимательскую деятельность? Главный совет: «Пробовать разное, пока не получится».

А вот что он считает ошибкой на своем пути: «Что я не работал еще больше!». Как говорится, комментарии излишни.

Свой логотип он создал еще в тринадцать лет. Черные вытянутые линии образуют изящный рисунок из букв: «Сергей Казарян». Запомните это имя, друзья.

Любовь КИЗИЛОВА

Иллюстрации: футболка, чехлы для телефонов, значки --  дизайн Сергея КАЗАРЯНА

  • Grey Vkontakte Icon
  • Grey Google+ Icon
  • Grey Twitter Icon
  • Grey LinkedIn Icon
  • Grey Facebook Icon

© 2023 Деловой подход.  Сайт создан на Wix.com