Искусство шить -- красиво жить

  «Не трибунный, а натуральный  малый бизнес»

21.07.2019

Полторы сотни компаний разместились на удобной площадке в Кунцево Западного административного округа столицы, в ООО «Проминэкспо». И в основном это -- предприятия малого бизнеса. Они разрабатывают и шьют одежду, бельё, создают манекены, аксессуары  для путешествий, наносят рисунок на ткани с применением цифровой печати. «Мы занимаемся не трибунным малым бизнесом, а натуральным», -- говорит генеральный директор ООО «Проминэкспо» Василий ЖУРАВЛЁВ. В этом можно убедиться, познакомившись с работающими здесь компаниями и их продукцией.

«Подожди, всё сделаем…»

Территория «Проминэкспо» напоминает скорее  пансионат, а не производственный комплекс – чисто и зелено, беседка для отдыха. При входе в корпус – небольшое уютное кафе. Этажом выше - столовая, совсем не похожая на заводскую, стильно оформленная репродукциями Поля Гогена и содержащаяся в идеальном порядке. Цены и качество еды тоже приятно удивляют. Так создаётся атмосфера хорошего настроения.

Пять лет назад всё было иначе. «Я от вас уезжаю. У вас нет красивых девчонок», -- заявил один арендатор генеральному директору, покидая технопарк. Василий Алексеевич смеётся, вспоминая этот анекдотический случай. Но создать обстановку, в которой приятно работать – дело весьма серьёзное. На стенах административного корпуса – фотографии, рассказывающие об истории «Проминэкспо». Видно, как убито выглядело раньше это помещение. «Подожди, всё сделаем», -- пообещал тогда директор уходящему арендатору, разочарованному отсутствием «красивых девчонок». Сегодня в компаниях, работающих здесь, можно увидеть много молодых симпатичных лиц.

Василий Журавлёв руководит  «Проминэкспо» с 2014 года. За это время произошли не только внешние преобразования, но и существенные экономические сдвиги. Помещения и территорию облагородили (причём за счёт собственных средств), ввели в производственный оборот около трёх тысяч квадратных метров площадей. Сегодня они используются на 87%, рассказал директор. Чистая прибыль выросла в три раза.

В реальном секторе

А главное, что впечатляет – это производственная направленность работающих здесь компаний. В нашей стране большинство предприятий малого бизнеса действует в торговле и сфере услуг. На сайте Института экономики роста им. Столыпина со ссылкой на данные Росстата сообщается, что в 2017 году торговля занимала 57% от суммарного оборота сектора МСП, обрабатывающие производства – 10,6%. Отмечается также, что «структура МСП по видам экономической деятельности практически не меняется». 

 

В этом плане интересен зарубежный опыт. Эксперты приводят Китай в качестве примера стимулирования малого бизнеса в легкой промышленности. В одной из публикаций отмечается: «Бурное развитие китайской текстильной промышленности стало закономерным результатом проводимых правительством КНР реформ при поощрении развития негосударственного сектора экономики, главным образом малого бизнеса. Текстильная и швейная отрасли легкой промышленности КНР не относятся к стимулируемым правительством секторам высокотехнологической промышленности, но являются одними из крупнейших работодателей для широких слоев неквалифицированной рабочей силы. Это обуславливает большое политическое значение текстильной и швейной промышленности, а также значительное их влияние на рынок труда КНР. На более чем 20 тыс. предприятиях, от малых предприятий и до акционерных обществ, трудятся более 20 млн. человек».

В России легкая промышленность стагнирует. По данным Росстата, в отрасли «при росте выручки наблюдается падение производства в натуральном выражении и сокращение экспорта». 

Доля легкой промышленности в общем объёме экспорта России упала с 1,9% в 1995 до 0,3% в 2017. О «политическом значении» текстильной и лёгкой промышленности, об их влиянии на рынок труда говорить у нас как-то не принято.

До войны в нашей стране была мощная легкая промышленность. В 1940 году производилось около 4,5 млрд. погонных метров тканей, 211 млн. пар кожаной обуви, на предприятиях легкой промышленности было занято 23,4% рабочих промышленности в целом. СССР вышел на первое место в Европе и второе место в мире (!) по объему производства ряда изделий легкой промышленности, сообщает один из источников

Сегодня, в условиях стагнации, особенно ценным выглядит опыт развития предприятий малого бизнеса, работающих на площадке «Проминэкспо». Пять лет назад здесь действовало 80% процентов складских и торговых компаний, и только 20% -- производственных. Сейчас  производственные предприятия значительно преобладают, в их числе – несколько десятков швейных компаний. Всего в технопарке создано 800 рабочих мест.

Арендная плата для производственных компаний составляет 8 тыс. рублей в год за квадратный метр. Снизить арендную ставку для производителей удалось за счёт общего повышения эффективности.

 

В марте, на российской неделе текстильной и легкой промышленности  «Легпромфорум-2019», вице-президент ТПП РФ Елена ДЫБОВА в комментарии информагентству ТАСС среди прочих проблем предпринимателей назвала отсутствие у малого бизнеса оборотных средств, нехватку квалифицированных кадров (швей и технологов производства),  а также недостаточный уровень качества профессионального образования. 

Генеральный директор «Проминэкспо» Василий Журавлёв тоже говорит  о дефиците швей. Казалось бы, сегодня нет недостатка в людях, которые ищут работу – откуда же дефицит кадров? Речь идёт о швеях высокой квалификации. «Шить чехол для танков или женское бельё – большая разница», - образно пояснил гендиректор. «Развал образования, системы подготовки кадров» – не только рабочих, но прежде всего управленцев – он считает главной проблемой нашей экономики. На вопрос о возможности конкуренции с китайскими производителями отвечает так: «Мы не можем конкурировать с ними, потому что не можем управлять экономикой».

В широком диапазоне

Предприятия, работающие на площадке «Проминэкспо», очень разные, и по назначению продукции, и по ценовым сегментам. Наверняка имеется своя узкая ниша у компании раскрученным модным брендом, которая в своём интернет-магазине предлагает классическую чёрную юбку-карандаш за 90 тыс. рублей или платье из вискозы за 160 тыс. рублей. Найдёт своих потребителей и компания, выпускающая верхнюю одежду для детей и подростков, хотя сегодня далеко не каждая семья может купить ребенку куртку за 9 - 10 тысяч рублей.

Большинство компаний-резидентов может похвалиться продукцией, привлекательной по соотношению «цена – качество». Например, hassfashion создаёт стильную одежду из натуральных тканей – льна, хлопка, крапивы, бамбука, рами. Эффектный черно-белый шелковый жакет асимметричного кроя стоит 3,5 тысячи; изящный шифоновый  блузон -- около 5 тысяч. Всё это – оригинальные, дизайнерские вещи. Для потребителя важно, что hassfashion  предлагает широкий размерный ряд, в полной мере сохраняя при этом соответствие модным трендам.

Целая дизайн-лаборатория работает над созданием новых моделей в компании «Fashion.Love.Story» (фото внизу). Молодой бренд создан в 2014 году, и работает здесь немало молодых симпатичных девушек (порадовался бы арендатор, так ценивший этот фактор!). От зарождения модных идей до швейного производства здесь буквально несколько шагов. По сути, такой подход и есть воплощение цели, заявленной на сайте технопарка: «Приоритетом считаем обеспечение поддержки полного производственного цикла от идеи до организации промышленного производства». 

Вообще спектр деятельности предприятий, работающих в технопарке, очень широк. Есть, например, компания по производству высококачественной специализированной одежды для медицинской отрасли --    MedicalService. Производитель и разработчик спортивной одежды ZASPORT создаёт форму для спортивных команд, а с 2017 года это официальный экипировщик олимпийской сборной России. Max-Extreme разрабатывает и выпускает футболки с принтами на тему спорта, боевых искусств и активного отдыха. Небольшая компания BRANDAX украсит роскошный халат вышивкой в виде золотой короны и имени владельца; изготовит шевроны и нашивки.

«Продвижение – вот в чём нужна поддержка»

Наверняка, многие из этих и других изделий могли бы успешно конкурировать не только на внутреннем рынке. Пока же доля экспортируемой продукции очень незначительная, по словам гендиректора, «ничтожная».

Для успешной конкуренции с зарубежными производителями нужна более активная экономическая политика, и не только на уровне одного технопарка или города. Государство могло бы больше помогать производственным компаниям с продвижением отечественной продукции, в том числе на выставках; с доступом к получению госзаказов (например, такому предприятию как MedicalService, производящему одежду для медицины), считает Василий Журавлёв. «Продвижение, сбыт -- вот в чём нужна поддержка», -- говорит он.

По интересному совпадению, именно в день, когда произносились эти слова, в СМИ появилось сообщение, что  Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендовал к принятию законопроект о поддержке экспортной деятельности субъектов МСП. Планируется создание центров поддержки экспорта малых и средних предприятий. Предполагается, что эти центры будут оказывать МСП «ряд услуг», в том числе организацию выставок и бизнес-миссий.

Хочется надеяться, что это станет долгожданной, реальной, доступной помощью малым компаниям, а не очередным формальным «инструментом поддержки». В соответствии с законопроектом, средствами на создание центров экспортной поддержки будет управлять Минэкономразвития в виде субсидий регионам. Думается, столь опосредованный механизм вряд ли может гарантировать использование средств по прямому назначению.

В мировой практике есть более простые и действенные рецепты. Когда в Китае хотят поддержать малый бизнес, просто снижают для него налоги: налоговая нагрузка на бизнес в нынешнем году сократится на 2 трлн. юаней (298 млрд. долл.). И ещё бесплатно выводят его на зарубежные выставки.  То-то он и экспортирует свою продукцию по всему миру.

Натуральная цифровизация

Предприятия малого бизнеса, использующее высокие технологии, встречаются в нашей лёгкой промышленности пока не часто. Но на площадке «Проминэкспо» они есть. И это, опять же «не трибунная, а натуральная» цифровизация. Здесь применяется, например, современное оборудование для раскроя ткани, которое обеспечивает её максимальную экономию (фото вверху). Автоматический раскройный комплекс принадлежит производственному резиденту, компании ООО «СпецВоенПром», которая выполняет и заказы других компаний по раскройке.

Основанное в 2015 году технологическое бюро «Текстиль и Технологии» специализируется на построении цифровых печатных комплексов по синтетической и натуральной ткани. Средний возраст сотрудников - 31 год. Команда «Текстиль и Технологии» установила, запустила и успешно обслуживает 15 промышленных  комплексов на базе итальянских печатных машин MS Printing Solution, сообщается на сайте компании. 

Компания «Принтпик» использует цифровые технологии для нанесения принта на ткань (увы, тоже пока на импортном оборудовании). Рюкзачки с веселым рисунком, усыпанные яркими розами полотна, спортивные куртки с броским «хищным» принтом на спинке – всё, что пожелает заказчик, здесь напечатают.

Видно, что специалисты цифровой печати трудятся с настроением и не лишены чувства юмора. «Успех -- дело случая, это вам скажет любой неудачник», - написано на доске для лозунга дня.

«Это смысл технопарка»

Надо отметить высокую предприимчивость и гибкость, свойственную именно малому бизнесу. «Принтпик» выполнял заказ для компании, у которой как-то не пользовалась спросом ткань фисташкового цвета. Выход нашли: ткань «перекрасили» -- нанесли рисунок, имитирующий твид черно-белого цвета, рассказал представитель «Принтпика» Михаил КУПАВЦЕВ (фото вверху). Ткань заиграла по-новому и обрела спрос.

Примечательное явление – внутренняя кооперация в "Проминэкспо". Например, упомянтый «Принтпик» выполняет заказы компании Fancy Armor, производителя  чехлов для чемоданов. А сам «Принтпик» может заказать швейным компаниям, соседям по технопарку, пошив изделий из принтованных тканей.

 

Предоставление заказов друг другу – важное направление развития, «это смысл технопарка», считает специалист по работе с арендаторами Татьяна ХМЕЛЕВСКАЯ. «Мы стараемся привлекать компании, которые располагаясь на нашей площадке, будут интересны друг для друга. Это позволит наладить кооперацию и сократить расходы на поиск, транспортировку», - пояснила Татьяна. «Хотим зазвать к нам тканевиков и фурнитурщиков», -- добавила она.

Вполне верится, что зазовут. Ведь здесь создана вся инфраструктура, необходимая для развития бизнеса. Резидентам помогают в подборе кадров, в поиске партнёров и поставщиков; проводят обучение по разным направлениям – маркетингу, логистике и т. п. Раз в квартал руководство технопарка собирает арендаторов, чтобы узнать об их проблемах и адекватно отреагировать. Всё это и значит – «заниматься натуральным малым бизнесом».

Любовь КИЗИЛОВА

 

Иллюстрации:

вверху слева - автоматический раскройный комплекс в работе;

вверху справа - образцы печати на хлопковой ткани;

внизу - дизайнер рождает идеи, которые обретут реальный образ в производстве;

фото анонса: шить, чтобы красиво жить.

Фото «Свой проект»

Для справки

ООО «Приоминэкспо» ведёт свою историю с 1960 года. В числе направлений деятельности Торгово-промышленной палаты СССР (ныне ТПП РФ) были организация и проведение выставок. 

Решением президиума Всесоюзной торговой палаты от 1 октября 1960 года в Кунцево на улице Коцюбинского был создан производственный комбинат ТПП СССР «как предприятие, призванное способствовать расширению торгово-экономических связей посредством создания советских экспозиций за рубежом». За сорок с лишним лет специалисты предприятия спроектировали и построили более полутора тысяч экспозиций в 96 странах мира.

С 2008 года ООО «Проминэкспо» -- дочерняя структура Центра международной торговли Москвы (ПАО «ЦМТ»).

С августа 2016 года осуществляется проект трансформации  ООО «Проминэкспо» в технопарк «Кунцево» - отраслевой кластер, объединяющий предприятия легкой промышленности.

 

Информация об ООО «Проминэкспо» представлена на сайте https://tpkuntsevo.ru/#

 

В соответствии с национальным проектом поддержки экспорта в России, к 2024 году должно появиться 42 тыс. новых экспортеров среди малых и средних предприятий (МСП), а доля МСП в несырьевом экспорте должна увеличиться с нынешних 8% до 10%.

  • Grey Vkontakte Icon
  • Grey Google+ Icon
  • Grey Twitter Icon
  • Grey LinkedIn Icon
  • Grey Facebook Icon

© 2023 Деловой подход.  Сайт создан на Wix.com