Кадры для взлёта

Растить творцов и созидателей

24 ноября 2019

Пока в обществе идут дискуссии о роли инженеров и «практико-ориентированном» подходе к их подготовке, команда энтузиастов из Тушино создала и развивает Центр молодежного инновационного творчества, проектирования, прототипирования и производства (ЦМИТ). Здесь помогают  готовить кадры для технологического взлёта страны. Самому младшему творцу и созидателю – девять лет.

 

Под звёздным именем

Ничего не бывает случайного. В этом районе Москвы многое связано с авиацией, космосом, инженерным творчеством. Здесь работает мощное производство авиационных двигателей  -- АО «ММП имени В.В. Чернышева»; история отечественной авиации и космонавтики запечатлена в названиях улиц, а с 1935 года здесь располагался знаменитый Тушинский аэродром. В годы Великой Отечественной войны с него взлетали истребители и бомбардировщики. До середины 60-х годов прошлого века аэродром использовался для взлёта парадной и командной авиации под руководством генерал-майора Александра ПОКРЫШКИНА. Аэродром активно использовали авиационные спортсмены, а в 80-е на его территории выполнялись полеты Юношеской планерной школы.

 

Но история тесно переплетена с современностью, неотделима от неё. Это подтверждает беседа с генеральным директором предприятия малого бизнеса ООО «Вектор тяги» Игорем ЕВДОКИМОВЫМ. В структуре этого предприятия (в качестве отдельного подразделения) и был создан в 2016 году ЦМИТ «Циолковский» -- центр молодежного инновационного творчества.

Нередко названия компаний, фирм несут в себе некий сакральный смысл. Почему центр назван именем Циолковского? «В честь альма матер»,-- то есть в честь МАТИ имени К.Э. Циолковского, поясняет  выпускник этого вуза Игорь Евдокимов. В 2015 году МАТИ был реорганизован и присоединен к МАИ.

 

Волею судеб площадкой для центра молодежного инженерного творчества, созданного Игорем и его командой, оказался учебно-производственный центр ММП имени В.В. Чернышева. Казалось бы, что тут удивительного? Ведь ЦМИТ «Циолковский» создан в партнерстве с Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы и ММП имени В.В. Чернышева.

 

Поразительно то, что помещение учебно-производственного центра ММП имени В.В. Чернышева -- это историческое здание, имеющее непосредственное отношение и к «альма-матер» Игоря, и к Циолковскому. В этом здании, по улице Циолковского 15, с 1933 года находился Дирижаблестроительный учебный комбинат (ДУК). Как рассказывают источники, за образованием и развитием ДУКа внимательно следил  знаменитый русский изобретатель, основоположник теоретической космонавтики Константин Циолковский. С его помощью была сформирована материальная и методическая база нового центра. После смерти Циолковского Дирижаблестроительному учебному комбинату было присвоено его имя.

В 1939 году ДУК преобразовали в Московский институт инженеров гражданского воздушного флота им. К. Э. Циолковского; на базе этого института в 1940 году  был создан МАТИ.

 

Когда Игорь Евдокимов и его команда создавали ЦМИТ «Циолковский», они даже не представляли, что будут размещаться именно в этом историческом здании. В таких случаях говорят – это судьба. Официальный адрес ЦМИТ -- Вишнёвая улица, дом 5. Однако по сути это улица Циолковского: вход в здание находится именно отсюда.

Кстати, о символике наименований. Название компании «Вектор тяги» тоже содержит интересное значение: в авиации этим термином называют возможность отклонения от крейсерского направления движения самолета или ракеты, то есть улучшения показателей маневренности. Для компании малого бизнеса имя вполне знаковое: возможность маневра, оперативного поиска и выполнения решения, перестройки «на марше», по ходу движения – характерные особенности частной инициативы, малого предпринимательства.

Такие качества «Вектору тяги», безусловно, необходимы. Эта небольшая компания (в штате всего три человека) занимается научно-исследовательскими и опытно конструкторскими работами (НИР и ОКР) в сфере машиностроения -- от идеи до создания опытных образцов. Сейчас, например, создаёт робототехническое устройство, которое будет использоваться как рекламное средство в торговле и предприятиях общепита. Завершается этап доработки макета. До стадии промышленного производства пока не дошло: рекламные роботы делаются под конкретный заказ.

Сейчас у компании есть  заказ на изготовление технологической оснастки. Возможно, придется искать дополнительные инженерно-конструкторские ресурсы, своих не хватает. На рынке труда есть специалисты, которых можно привлечь на проектной, договорной основе. Гибкий подход к решению кадровых вопросов - это тоже преимущество малого бизнеса.

Ещё один пример разработок «Вектора тяги» -- линия 3D-принтеров «Прометей», включающая в себя конструктор для сборки 3D-принтера и готовое изделие. Правда, пока вся электроника для этих принтеров – китайского производства.

Давно пора собирать на основе отечественной! Может быть, эту задачу удастся в будущем решить нынешним воспитанникам центров инженерного молодежного творчества?

Таких центров в Москве сейчас более 60. Центры сталкиваются с серьезными проблемами, с трудом «держатся на плаву», рассказал Игорь Евдокимов. Городские власти им реально помогают, предоставляют средства на закупку необходимого оборудования. Крупные промышленные предприятия (в данном случае завод авиадвигателей) предоставляют помещения.    Но есть непростые задачи, связанные с коммерциализацией (с продвижением, маркетингом), с оплатой преподавателей, имеющих требуемый опыт и уровень квалификации.

При этом очевидно, что союз «город -- крупное производство – малый бизнес» -- это, в принципе, работающая схема для развития ЦМИТ. При должном внимании к ним  эта схема вполне могла бы помогать готовить технические кадры для высокотехнологичного будущего страны.

 

От девяти до четырнадцати -- и выше

Концепция обучения ЦМИТ «Циолковский» предусматривает два этапа. На первом (бесплатном) ведётся начальная инженерно-техническая подготовка.  Обучаются дети от 11 до 14 лет.

В прошлом учебном году в рамках программы «Профессиональное обучение без границ» шла подготовка по широкому спектру специальностей: чертежник, оператор связи, станочник широкого профиля, модельщик выплавляемых моделей (3D-прототипирование).

По результатам обучения и успешной сдачи экзаменов выдается паспорт движения World Skills и свидетельство по программе «Профессиональное обучение без границ», дающее право официального трудоустройства с 14 лет по конкретной рабочей специальности.

«Не вытягиваем»

В этом учебном году экзаменовать ребят будут не по четырем, а только по одной специальности – «оператор связи». Получившие такое свидетельство смогут работать на предприятиях, занимающихся разработкой и производством электроники – например, в качестве техников электронной аппаратуры.

 

Почему количество специальностей сократилось с четырех до одной? Гендиректор «Вектора тяги» отвечает практически каламбуром: «Не вытягиваем». Это означает: не хватает денег, сил, преподавательского ресурса.  «Не вытягивают» пока и коммерческий набор для второго этапа обучения – профессиональной инженерно-технической подготовки, который планировался нынешней осенью. В платной группе предполагалось обучать молодёжь от 14 до 17 лет – завтрашних выпускников, которые покидали бы школьную скамью с хорошей технической подготовкой.

Почему туго продвигается платное обучение? Ведь по стоимости оно вполне доступно -- сопоставимо, например, с курсами иностранных языков. Только на курсах за эти деньги дадут два занятия в неделю, а в ЦМИТ – четыре (по полтора часа каждое). В итоге выпускник средней школы вместе с аттестатом получит профессию – это хоть и не высшее образование, но, как говорится, «свой кусок хлеба». Никто не мешает дальше учиться в вузе. Важно и то, что подросток не болтается без дела, а развивает свои способности, получает новые знания и навыки. Почему же родителей не особенно прельщает инженерно-техническая перспектива для их детей?

«Нам это не нужно. Пусть в косметологи идёт», -- такую формулу домашней профориентации нередко приходится слышать от родителей. К сожалению, говорит Игорь Евдокимов, часто родители не учитывают призвания, способностей и интересов ребенка, нацеливая его в будущую профессию по собственным соображениям. Приоритет  – уровень зарплаты.

Минимальная зарплата инженера на машиностроительном предприятии – 40 – 50 тыс. руб., средняя – 55 – 60 тыс. Мастер маникюра (извините – «ногтевого сервиса»!) или косметолог зарабатывает вдвое больше инженера. А учится несоизмеримо меньше…

Получается, это не ЦМИТ «не вытягивает» по части привлекательности инженерной профессии – не тянет вся наша идеология, опускающая интеллектуальный труд ниже плинтуса в социальной шкале ценностей и приоритетов.

Вряд ли принятие какого-то специального федерального закона, нацеленного на практико-ориентированную вузовскую подготовку инженеров, сможет решить эту проблему – она комплексная. Кстати, ничего нового в «практико-ориентированном подходе» нет: в советское время были ПТУ и втузы, кружки «Юный техник». В постсоветское время много говорили о дуальной  модели подготовки и дополнительного профобразования (теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое – в организации работодателя). И даже были крупные компании, которые применяли эту модель. Где это всё?

Башни, котлы, стропила -- нужны?

Наверно, главное -- принципиально менять отношение к инженерному труду: создавать систему стимулов, сопоставимых с теми, которые привлекают инженеров за рубеж. Можно дать человеку «практико-ориентированное» образование – вопрос в том, как он им распорядится, как будет востребован в отечестве. Не принимать же отдельный федеральный закон, запрещающий уехать туда, где платят в десять раз больше?

Предстоящий во вторник Московский международный инженерный форум, как анонсировано,  сосредоточится на важной теме -- подготовке инженеров. При этом  повестка инженерного дела в России намного шире. И главное в ней – ценность инженера в глазах общества. Не объявлен Год инженера. Не принят закон об инженерной деятельности. Это некие сигналы, симптомы неизменности позиции. Разворота нет.

 

И ещё один момент: люди, выбирающие профессию инженера, должны понимать и верить: заводы в стране будут не закрываться, а строиться, поэтому специалисты инженерного профиля стране будут нужны. Как говорил великий русский инженер Владимир ШУХОВ, «башни, котлы, стропила нужны, и мы будем нужны».

Так победим!

Но вернемся к ЦМИТ «Циолковский». Сейчас в группе первого этапа обучается пятнадцать ребят. В одном из учебных классов отрабатывались навыки 3D-моделирования. Дети, сидевшие за компьютерами, были абсолютно поглощены своим занятием.

Удалось на минуту отвлечь Пашу (на вид лет десяти-одиннадцати) и выяснить, чем он занят. «Свожу три детали», - ответил Паша. Это будет модель  какого-то конкретного изделия? «Нет, это просто упражнение»... Ценно, когда «просто упражнение» выполняется так сосредоточенно. 

 

На территории учебно-производственного центра ММП имени В.В. Чернышева, где размещается ЦМИТ Циолковский -- широчайшие возможности для технической подготовки.  Начальник учебно-производственного  центра Наталья БЕССОНОВА и Игорь Евдокимов показали учебные классы: фрезерный и чертежный, металлообработки и изучения материаловедения. Есть класс грузоподъемных механизмов, причем с действующими моделями башенного крана и кран-балки. В числе учебного оборудования – 3D-принтеры и 3D-сканер, станки с ЧПУ, ленточнопильный, лазерно-гравировальный, токарный, фрезерный.

Всю эту базу может использовать ЦМИТ «Циолковский», обеспечивая молодежь не только знаниями, но и сильными практическими навыками. Наверно, хорошими специалистами станут те, кто пройдёт такую школу творчества и созидания.

Осталось придумать, как привлечь в эту школу новых учеников, заинтересовать их родителей. И как, наконец, инженерам одолеть мастеров маникюра в рейтинге привлекательности профессий.

Любовь КИЗИЛОВА

Фото «Свой проект»