Кому на Руси жить...

Малый бизнес в ушедшем году: выплывают удалённые

Ёлка Ветки Вёрстка 13.12. 2021.jpg

05 января 2022

Оценивая работу малого бизнеса в 2021 году, «Свой проект» обратился к ряду компаний с вопросом о достижениях и потерях, перспективах работы в условиях пандемии. Ответили не все. Возможно, не хотят говорить о потерях, а достижений немного. Возможно, будущее слишком туманно. Однако есть и те, кто честно ответил. Реальное производство выживает, хотя с трудом. Сделавшие ставку на онлайн развиваются. В сфере услуг некоторые уже числятся живыми только на бумаге – почти по Гоголю.

 

Трёхглавый кошмар МСП

Все знают старую шутку про две главных беды России – дураки и дороги. Оценивая итоги работы малого бизнеса в 2021, эксперты называют три беды: инфляция, падение спроса и борьба с пандемией. В одном из обзоров прессы представлены эти беды: «Каждый пятый предприниматель назвал критичными для своего дела три фактора — инфляцию, снижение доходов и потребительского спроса, а также локдаун и другие меры по борьбе с распространением коронавируса. Подавляющее большинство предпринимателей соблюдают вводимые властями меры, однако заполнение связанных с этим отчетов стало для них сложной задачей. Также предприниматели жалуются на рост цен и зарплатных ожиданий сотрудников».

На наш взгляд, эти три проблемы крепко взаимосвязаны – как три головы чудовищного дракона. Инфляция (от лат. inflatio -- «вздутие»), то есть повышение общего уровня цен на товары и услуги, ведёт к падению потребительского спроса. Люди, которые не могут купить необходимые товары и услуги, нуждаются в повышении зарплаты и требуют этого от работодателей. А работодатель (в нашем случае малый предприниматель) не только страдает от падения спроса, но и вынужден нести больше затрат – например, на закупку антисептиков, перчаток, масок и т.п. Вот вам и три головы дракона, органично связанные.

Антиинфляционная диета: детское питание, водка и пшено

Одна из драконьих голов (та, у которой «вздутие»), ночной кошмар предпринимателей и большей части населения, имеет два образа: видимый и скрытый. Когда мы читаем, что Центробанк оценивает инфляцию в 8%, в это верится с трудом. Похоже, не верит лукавой цифре и сам Центробанк: не случайно он начал проводить опросы граждан и интересоваться их оценками: называется это «Инфляционные ожидания и потребительские настроения».  Оказывается, что граждане оценивают инфляцию в 17,7%, а самые бедные (группа населения без сбережений) и того выше – в 18,5%.

 

По некоторым продуктам официальные показатели инфляции ещё выше: гречка и курятина подорожали на 20%, картофель и морковь на 50%, капуста -- на 100%. В числе наименее подорожавших -- соль (4,7%), смеси для детского питания (4,6%), огурцы (0,2%), помидоры (1,5%), водка (2%); яблоки и пшено даже подешевели.

В статье интернет-издания The Insider, подводящей макроэкономические итоги года, по этому поводу даётся забавный комментарий: «Интересно, однако, что людей, чей рацион в основном состоит из курятины, гречки, картофеля и капусты, представить довольно легко, а вот диета из салатов, пшена, детского питания и водки не настолько распространена».  Отсюда делается вывод: «Поэтому именно те продукты, что подорожали резче всего, и влияют на «наблюдаемую населением инфляцию» особенно сильно».

Очевидно, именно резкое подорожание жизненно необходимых товаров, причём непредсказуемо разное по различным товарным группам, и питает голову дракона, грозящего МСП. Вслед за инфляцией растут зарплатные ожидания наёмных работников, предсказать эти ожидания тоже невозможно. 

Бьёт по кадрам и бюджету

Третья голова дракона, то есть меры борьбы с пандемией, создаёт не только проблемы в настоящем, но и неясность будущего. Пути пандемии неисповедимы; то ли полгода она продлится, то ли «ещё лет пять», как предположил  один из политиков. Предприниматели несут кадровые и материальные потери, и конца этому пока не видно.

В публикации Forbes владелица сети салонов маникюра рассказывает, что многие сотрудники увольняются: «На рынке сложилась ситуация, когда многие мастера, которые не захотели вакцинироваться, оформились как самозанятые и начали работать на дому».

Часто мы слышим, что от пандемии сильнее всего пострадал сектор услуг, а о производственном упоминают реже. А между тем здесь третья голова дракона не менее грозная. Производству полностью перейти в режим онлайн невозможно – не унесёшь ведь с собой на дом металлообрабатывающий станок. Приходится закупать средства защиты для всего персонала, обеспечивать санитарные меры. И всё  это – за счёт самих предпринимателей.

Старейшее столичное предприятие ООО «Металлпластизделие», обеспечивающее работой инвалидов, оценивая итоги прошлого года в комментарии «Своему проекту», отмечает, что в 2021 г. работало в обычном режиме: «Производственный процесс осуществлялся, как в стенах предприятия, так и на удаленном доступе -- 30% работников были переведены для работы на дому.

Рабочие места для инвалидов полностью сохранены. Зарплата выплачивалась в установленные сроки, регулярно выплачивались премии, оказывалась материальная помощь малообеспеченным работникам.

К сожалению, в условиях пандемии предприятие имело дополнительные затраты, связанные с закупкой индивидуальных средств защиты: масок, перчаток, санитайзиров и других дезинфицирующих средств. Эти затраты уменьшили прибыль предприятия, хотя могли быть направлены на развитее производства, повышению заработной платы работающим инвалидам и улучшению условий труда, а также оплату коммунальных услуг».

ООО «Металлпластизделие» непросто переживает кризисное время, но видит перспективу развития: «В основном установленные бизнес-планом показатели на 2021 год выполнены. В 2022 году планируется приобретение оборудования и оснастки для выпуска новой продукции и увеличения объемов продаж».

Выплывают удалённые

И всё же главными бенефициарами нынешнего кризиса, безусловно, являются те предприятия, которые сделали ставку на удалёнку. В ушедшем году мы рассказывали о небольшой молодой компании из Удмуртии -- ИЖ Video Production. Она специализируется на создании видеороликов, причём работает в удалённом режиме. Нынешний кризис доказал эффективность этой концепции. «До ковидной пандемии мы ориентировались в основном на локальный рынок. Теперь ситуация изменилась», -- говорит директор ИЖ Video Артём КЛЕСТОВ.

«Весной-летом 2020-го года те бизнесы, которым пришлось резко уходить на удаленку, стали остро нуждаться в онлайн-рекламе. И большая часть предпринимателей выбрала для рекламы формат коротких видеороликов для соцсетей: сторис, прероллы, тик-токи. Длина таких роликов от 15 до 30 секунд. Главная цель — захватить внимание пользователя и побудить перейти по ссылке для дальнейшего знакомства с продуктом»,  -- поясняет он.

По словам Артёма, компании из других городов и стран активно ищут исполнителей в регионах. Это позволяет ижевскому производителю видео расширять географию продаж: сегодня это «крупные города России, Европа и немного США». С 2019 года молодой творческий коллектив вырос с двух до восьми человек; оборот ИЖ Video увеличился с 1,2 млн. до 5,5 – 6 млн. руб.

На разных полюсах

Как видим, малые предприятия по-разному переживают  непростое время. На одном полюсе те, кто не выдерживает нагрузки и свертывает бизнес – наглядно они представлены погасшими витринами магазинчиков, располагавшихся ещё недавно в торговых центрах. Эти пугающие темные окна появились сразу же после первого локдауна.

На другом полюсе – быстро растущие поставщики онлайн-продукта. Граждане, не желающие лишний раз выходить из дому, стали чаще заказывать через интернет доставку еды и других товаров. По данным РБК, зарплата курьеров растёт, и в некоторых регионах она серьёзно превышает среднюю: «В Саратове зарплата курьера составила 79,8 тыс. руб., а средняя по региону — 29,2 тыс. руб. В Казани курьеры получают в среднем 85,4 тыс. руб., а горожане в среднем — 34,6 тыс. руб. В Ростове-на-Дону соотношение в пользу курьеров составило 70,8 тыс. против 31 тыс. руб.». 

 

Но вернёмся к полюсам МСП в условиях пандемийного кризиса. Где-то посредине – производственный сектор. Про него говорят меньше всего, он отчаянно удерживается на плаву и играет по тем правилам, которые ему навязаны – пишет отчёты про отправленных на удалёнку сотрудниках, закупает санитайзеры и время от времени по решению санитарных властей отправляет сотрудников на вынужденные «каникулы». Всё это владельцы бизнеса делают за свой счёт.

Есть ещё компании, которые ещё числятся как живые, но уже фактически не ведут деятельности. Среди «мертвых душ» есть небольшие образовательные компании (например, курсы иностранных языков), которые вовремя не перешли в онлайн-режим, потеряли клиентов, но продолжают платить за аренду помещения, потому что закрытие офиса означает утрату юридического адреса (так устроен наш бизнес). Эти пресловутые юридические адреса самое время отменить, однако среди мер господдержки малого бизнеса о таких решениях не слышно. Сообщая о господдержке, СМИ упоминают в основном о льготных кредитах, микрозаймах. Однако брать кредиты, пусть и льготные, в условиях полной неопределённости весьма рискованно. Предсказуемость ситуации – едва ли не главный фактор успешного ведения бизнеса. Её-то и не хватает. Трёхглавый дракон дышит в спину.

 

Любовь КИЗИЛОВА

Фото "Свой проект"