Модный разговор

 «Деловая Россия» делает шаги навстречу стартапам

16 апреля 2018

В минувшую пятницу в «Деловой России» прошло заседание «круглого стола», посвященное проблемам и путям развития стартап-проектов малого и среднего предпринимательства. Констатировали, что таких проектов пока очень мало.

Конечно, радует, что одно из четырех ведущих бизнес-объединений страны обратилось к проблемами стартапов, собрало за одним столом представителей институтов развития и чиновников, чтобы обсудить актуальные проблемы. Жаль только, что не было представлено ни одного реального стартапа. Очевидно, в этом и проявилось стереотипное, привычное отношение к ним. Именно о назревшей необходимости менять такое отношение говорили участники «круглого стола».

Например, сопредседатель «Деловой России» Антон ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН, открывший обсуждение, признал, что в стране создан тридцать один институт развития, «всё это бурлит, а воз сдвигается медленно – почти не сдвигается». Он высказал предположение, что молодежь в России не хочет создавать стартапы, заниматься бизнесом и выразил надежду, что совместными усилиями удастся изменить ситуацию. Пока же имеет место «какое-то внутреннее неверие».

Выступающие отмечали: проще изменить законодательные нормы, чем отношение к малому бизнесу, в том числе и к стартапам.

Еще в прошлом году, в  интервью ТАСС на  Петербургском международном экономическом форуме, глава Счетной палаты Татьяна ГОЛИКОВА выразила сомнение в эффективности действующих в стране институтов развития . Она заявила, что за последние шесть лет государство направило в институты развития 5 трлн. рублей налогоплательщиков, однако эффективность расходования этих средств вызывает сомнения.

Институтов развития действительно немало. А вот принять меры реального стимулирования, в частности налоговой поддержки стартапов, финансовые власти не готовы, и это признают даже представители госкорпораций: зампредседателя научно-технического совета ГК «Ростех» Александр КАШИРИН рассказал, что он инициировал принятие закона, освобождающего от налогов на пять лет всех стартаперов, однако Минфин был «категорически против».

Стартапы – это высокотехнологичные проекты, однако существующая в стране и в мире патентная система тормозит развитие технологий, убежден Каширин. Офоормление патентов идет слишком долго, технологии устаревают. Представитель «Ростеха» предложил «Деловой России» амбициозную задачу -- «взяться за это,  поменять всю мировую систему патентования».

Обратился с предложением к «Деловой России» и управляющий партнер многопрофильного холдинга ГК «Евросервис» Сергей МАЛОФЕЙКИН, который реализовал около двух десятков стартапов, причем «безо всяких кредитов». Он предложил на базе «Деловой России» сформировать «режим одного окна для стартаперов».

Это и другие предложения войдут в резолюцию по итогам «круглого стола», станут основой плана реальных действий в этой сфере, пообещала проводившая обсуждение член Генсовета «Деловой России», председатель Комитета по финансовым услугам Галина ИЗОТОВА.

Участники «круглого стола» говорили о необходимости популяризировать малый бизнес, сделать его модным. Но прежде, наверно, надо преодолеть тот скептицизм, который сформировался в результате формального, незаинтересованного отношения власти к бизнесу. Говорили, например, о том, что кредиты по льготным программам кредитования МСП достаются тем компаниям, которым по силам взять их и под рыночный процент; вспоминали о нерешенной проблеме юридических  адресов, породившей целую армию посредников.

Неудивительно, что народ не рвется в предприниматели. Как показало исследование, по итогам 2016 года только 2,1% российских граждан хотели создать свой бизнес. А вот в Китае этот показатель составил 40%, в США – 60%.

Если же говорить о критериях выбора предпринимательской деятельности, то приходится признать: большинство людей в России делает выбор в пользу бизнеса не в силу призвания, а вынужденно -- надо как-то выживать.

Что касается самой постановки задачи развития предпринимательства в нашей стране,  увеличения доли малого и среднего бизнеса в ВВП с нынешних 20% до 40%, то вряд ли ее можно назвать амбициозной – в странах с развитой экономикой эта доля намного выше (в Германии, например, – около 90%).

Слово «мода» происходит от латинского «modus», означающего «мера, образ, способ, правило, предписание». В истории моды часто какое-то новшество появлялось в высшем обществе, а затем становилось достоянием масс. Наверно, так могло бы стать и с «предписанием» на малый бизнес. Если, например, Минфин поддержит отмену налогов для тех, кто еще не успел заработать ни копейки, если Минэкономразвития наконец придумает, как отвязать юридические адреса от липовых офисов, то глядишь и в массовом сознании появится вера в то, что создавать свое дело, производить реальные товары выгодно, полезно и даже модно.

Любовь КИЗИЛОВА

Иллюстрации: Галина Изотова и Антон Данилов-Данильян (вверху); Александр Каширин, Сергей Малофейкин (внизу, слева направо).

Фото «Свой проект»