Мощный импульс для развития

Главное -- сохранять спокойствие

и продолжать работать

14 июля 2020

Компания «Ортомода» -- уникальное явление в российской промышленности. В то время, когда многие строят бизнес на массированном импорте китайских товаров,  «Ортомода»  не только активно осваивает внутренний  рынок, но и экспортирует свою продукцию в Китай. Удобная обувь, специальная одежда – продукция с маркой «Ортомоды»  подходит для различных групп потребителей.

О развитии бизнеса компании, её работе в условиях кризиса, вызванного пандемией, рассказала «Своему проекту» генеральный директор «Ортомоды»  Галина ВОЛКОВА.

-- Галина Юрьевна, Вы прошли особый путь как специалист и предприниматель, много учились, преодолели немало трудностей и препятствий. Сейчас новое испытание – ограничения, связанные с пандемией. Как отразилась эта ситуация на бизнесе Вашей компании? Как изменились объёмы производства, структура бизнеса, производственной деятельности за месяцы, минувшие с начала пандемии? Что самое трудное сейчас и чего ожидаете в дальнейшем?

 -- Для нас, как и для многих других компаний, самым трудным сейчас является осуществить намеченные до конца 2020 года планы, сохранять спокойствие и продолжать работать, несмотря на ограничения в поставках материалов, спад покупательской активности и других ограничений, связанных с мировой экономической ситуацией.

Сложность была при переходе работников на удаленный режим работы. Нужно было правильно распределить задачи в новых условиях. Но в то же время кризис - это всегда мощный импульс для развития.

Благодаря сплочённости нашего коллектива мы смогли немного изменить структуру бизнеса, запустить новые проекты, которые останутся актуальными не только в период карантина. Мы ожидаем их дальнейшего масштабирования, что позволить расширить географию поставок и нарастить объёмы производства.

Например, запущенный во время самоизоляции дистанционный заказ сложной ортопедической обуви по индивидуальным размерам стал актуальным для тех людей, которые нуждались в обуви и не могли выйти из дома. Надеемся, что этот проект повысит доступность реабилитации людей в отдалённых регионах России.

-- Сколько сотрудников на данный момент в штате компании и сколько их было на конец марта? Каковы особенности корпоративной кадровой политики в условиях нынешнего экономического кризиса? Многие работодатели сокращали численность сотрудников, а «Ортомода» публиковала объявления о наборе продавцов-консультантов в свои салоны (19 мая, сообщение в VK). Что это означает?

 

-- Наш штат сейчас насчитывает 110 сотрудников , 20% из которых -- люди с инвалидностью. За время карантина мы постарались сохранить все рабочие места. Спасибо сотрудникам за проявленное терпение.

По поводу объявления о вакансиях: один из наших салонов открылся в новом месте ещё до кризиса, и с возобновлением работы мы начали набирать продавцов для этой розничной точки.

-- Какие меры со стороны правительства наиболее остро необходимы сегодня малому бизнесу? Как Вы оцениваете меры поддержки, принятые правительством РФ в условиях пандемии? Какими из них воспользовалась (или намерена воспользоваться) Ваша компания?

Помогут ли, в частности, Вашему бизнесу льготные кредиты на зарплату; налоговые льготы, предложенные президентом  России в рамках так называемого «третьего пакета» мер поддержки?

 -- Как субъект МСП мы получили  субсидии на выплату заработной платы сотрудникам, которые не были уволены, а также получили основание для переговоров с арендодателем на предмет пересмотра условий договора.

Это  позволило сохранить объемы производства средств реабилитации и занятость специалистов,  не допустить падения качества жизни людей. В таких условиях актуальна любая помощь, в том числе своевременное обеспечение ортопедической обувью.

- Ваша компания освоила производство защитных средств – костюмов и многоразовых масок. Расскажите подробнее об этом направлении. Оно прибыльное или убыточное, чисто «социальное»? Каков его масштаб? Из какого сырья производите средства защиты? Кто разрабатывает дизайн моделей этой продукции?

-- Изначально это было нашей социальной ответственностью. Мы начали производство масок в первую очередь для наших сотрудников и клиентов, и раздавали бесплатно.

Часть материалов была на наших складах, так как мы производим специальную одежду для инвалидов. Это непромокаемая мембранная ткань, которая используется в производстве ортопедических брюк для людей в инвалидных колясках; это хлопок, который используется для подкладки.

После того, как стали поступать оптовые запросы от наших партнеров, мы стали расширять это направление.

Опыт в производстве одежды, а также наличие высокотехнологичных раскройных комплексов позволили выпускать в день по 1 тыс. масок и по сто костюмов эргономичного кроя по выкройкам, которые буквально за несколько дней спроектировали наши модельеры-конструкторы.

 

-- В Москве непродовольственные магазины открылись только 1 июня, а салоны «Ортомоды», как следует из сообщений компании в соцсети, возобновили работу уже 6 апреля. Как это стало возможным? Удалось ли восстановить докризисные объёмы продаж?

 

-- Наша компания является производителем медицинской продукции -- именно к ней относится ортопедическая обувь. Поэтому производство не прекращало работать, в соответствии с рекомендациями  Минтруда (Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 марта 2020 г. N 14-4/10/П-2696 О Рекомендациях работникам и работодателям в связи с Указом Президента РФ от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней").

Несмотря на то, что наши розничные салоны открылись раньше, чем другие, мы всё же ощутили существенное падение продаж -- на 70 %. Сейчас постепенно выходим на прежние объемы, в том числе за счёт выхода в продажу новой летней коллекции, которая отшивалась во время карантина.

 

-- В столице ввели ограничительные меры, связанные с пандемией, с конца марта. Между тем на блоге «Ортомоды» в соцсети уже 19 марта сообщалось о «бесконактной доставке, повышенных мерах безопасности». Как Вам удалось сработать в опережающем режиме?

 

-- Мы предприняли шаги по обеспечению безопасности ещё в начале марта, когда стали чувствовать обеспокоенность среди наших клиентов и сотрудников. Ведь многие из них это пожилые и люди с инвалидностью. На нас лежала большая ответственность.

 

-- В публикации об «Ортомоде» в 2012 году («Коммерсант») говорилось о высокой конкуренции на российском рынке обуви со стороны азиатских производителей. Однако Вашей компании удалось не только найти свою нишу на рынке обуви, но и начать поставки в Китай. Расскажите, пожалуйста, об экспортном направлении Вашего бизнеса. Какими Вы видите его перспективы по окончании пандемии? Когда планируете возобновить поставки продукции в Китай?

 

-- Наша страна сотрудничает с Китаем по многим направлениям, в том числе и в области реабилитационной индустрии. Китайская федерация инвалидов - это масштабная организация, насчитывающая более 80 млн. человек. Её представители не раз посещали Россию, принимали участие в различных совместных мероприятиях, и в том числе посещали нашу цифровую фабрику.

 

Интерес к нашей продукции возник несколько лет назад – благодаря тому, что в её производстве применяются все самые современные технологии. А в конце 2019 года мы осуществили пилотную поставку детской ортопедической обуви для реабилитационного центра в провинции Ганьсу.

 

В ближайших планах -- укрепить партнёрство в области обмена опытом между нашими странами, создать базу для обучения китайских врачей, а также представить обувь компании «Ортомода» на выставке в Пекине.

-- Вы позиционируетесь как социальный предприниматель. Что посоветуете людям, которые планируют открывать собственный бизнес с социальным уклоном? Примерно с какого уровня стартового капитала можно его начинать? Каких ошибок надо избегать, на что обратить внимание, в ком (или в чём) искать помощи и поддержки?

-- При открытии социального бизнеса прежде всего надо искренне хотеть помочь людям, животным -- кому-то, кто рядом с тобой. Нужно понимать,  как именно ваш продукт может решить чьи-то проблемы.

После появления идеи необходимо просчитать бизнес-модель для определения источников финансирования, структуры; надо понять, что может приносить доход. Далее сложится понимание о необходимой величине стартового капитала.

Сейчас действует много различных мер поддержки социального бизнеса, которые не только консультируют  в юридических вопросах, но и помогают найти инвестиции для запуска проекта.

 

Взяла интервью

Любовь КИЗИЛОВА

 

Иллюстрация: генеральный директор компании "Ортомода" Галина ВОЛКОВА

 

Для справки

Компания "Ортомода" (ООО «Центр проектирования обуви специального назначения «Ортомода») основана в 2001 году.

Крупнейший производитель ортопедической обуви; единственное предприятие в России по индивидуальному изготовлению специальной (адаптивной) одежды для людей с инвалидностью. 

В структуре компании действует “Студия универсального дизайна Галины Волковой”.

Компания имеет сеть салонов  в Москве и Московской области, где предоставляют  консультации и  диагностические услуги.

«Ортомода» осуществляет оптовые поставки ортопедической обуви и адаптивной одежды во все регионы России и на экспорт.

 

Производит обувь для детей; для инвалидов; для людей с особенностями стопы (например, с вальгусной деформацией) и даже ортопедическую обувь на высоком каблуке; создаёт модельную обувь по индивидуальному заказу -- точно по меркам клиента, с учётом особенностей строения его стопы.

Адрес сайта: http://www.orthomoda.ru