Мы его теряем

Историческую память и инженерную профессию

не сдашь на металлолом

02 июня 2018

Произведения выдающегося русского инженера Владимира ШУХОВА -- это целый мир. Мы сталкиваемся с ними постоянно: встречая поезд на крытом перроне Киевского вокзала, прогуливаясь по ГУМу,  проезжая  по Мясницкой мимо здания бывшего Императорского Почтамта, проходя по залам под прозрачными сводами Пушкинского музея. Однако творения Шухова неотвратимо разрушаются, а сама профессия инженера низводится. Об этом шла речь на "заседании "круглого стола" в рамках выставки "Металлоконструкции 2018".

Риск утраты

Путешествуя по миру, мы видим  в Барселоне знаменитый храм архитектора Антонио ГАУДИ Саграда Фамилия, где использованы конструкции Шухова.  Самым известным примером применения патента русского инженера считается 610-метровая телебашня в китайском городе Гуанчжоу.

При этом творения инженерного гения, находящиеся в России, находятся в «предутратной стадии», отмечалось на заседании «круглого стола» «Сохранение металлоконструкций В.Г. Шухова. Последний шанс», прошедшего в минувший вторник в рамках деловой программы специализированной выставки «Металлоконструкции 2018».

Организовали «круглый стол» Национальная палата инженеров России и Международный Шуховский фонд. В обсуждении приняли участие глава Национальной палаты инженеров России Игорь МЕЩЕРИН, президент Международного Шуховского фонда Леонид ШТЕРН,  дипломат Леонид СМОЛЯКОВ (в прошлом инженер-энергетик), студент МГУ, член Международного Шуховского фонда Вадим ГРИГОРЬЕВ. На открытой конференц-площадке выставки «Металлоконструкции 2018» собралось немало посетителей, свободных мест практически не было.

В 2018 году инженерное сообщество празднует 165-летие со дня рождения В. Шухова. В год его юбилея Международный Шуховский фонд и Национальная палата инженеров решили напомнить о сохранении его творческого наследия, в первую очередь построек. 

Значительное количество уникальных сооружений разобрано на металлолом. Ряд металлоконструкций, в том числе цех Выксунского металлургического завода (ВМЗ) и витражное перекрытие здания Главпочтамта в Москве, «находятся в неудовлетворительном состоянии, существует риск их полной утраты в ближайшее время, если не предпринять реальные меры по сохранению», - говорится в приглашении на «круглый стол».

Попали под удар

Игорь Мещерин задал драматическую тональность обсуждению, напомнив о терроре большевиков, который был направлен против дворянства и интеллигенции. «И инженеры попали под удар», - подчеркнул ведущий «круглого стола». По его словам, происходило отчуждение труда инженеров, рядом с ними оказались комиссары в качестве директоров. «Люди, не имеющие высшего образования, занимали соответствующие должности. И возможно, скоро люди вообще без технического образования, начнут руководить технической политикой страны», - заявил Мещерин.

Отчуждение труда инженеров, утрата авторских прав на их разработки приводит к полному обезличиванию инженерной деятельности в России. Глава Национальной палаты инженеров отметил, что неизвестен, например, автор открытого недавно Керченского моста. Широкая публика не знает, кто автор проектов «Северного потока» и «Голубого потока».

«Великие достояния – в небрежении государства»

Горько сознавать, как относится наше государство и к наследию Владимира ШУХОВА, включенного в список 100 самых выдающихся инженеров всех времен и народов.  В статье о конференции по развитию инженерного дела (23 апреля 2018) «Свой проект» уже упоминал о пострадавших памятниках блестящего инженерного гения Шухова – о сносе Шуховской башни в Подольске, водонапорной башни в центре Ярославля, башен-опор ЛЭП на Оке (из шести чудом сохранилась лишь одна). Одну из них просто разобрали на металлолом, и никто за это не наказан! Вспоминалось и о знаменитой на весь мир Шуховской башни в Москве на Шаболовке, состояние которой ухудшается с каждым днем.

«Великие достояния - в небрежении государства», - констатировал Мещерин, выступая на «круглом столе». Он привел примеры заброшенности выдающихся творений Шухова.

 

В самом центре Москвы, на Мясницкой, разрушается зал бывшего Императорского почтамта. Над перекрытиями большого зала работал Владимир Шухов. Специально для почтамта он разработал горизонтальную пространственную ферму. Световой фонарь над главным операционным залом – одна из уникальных конструкций инженера, сохранившихся в Москве. Торжественное открытие нового здания состоялось в 1912 году. С того времени почтамт не подвергался значительной перестройке и капитальному ремонту. (https://um.mos.ru/houses/22).

Может быть Почте России, нынешнему собственнику здания, не имеющему «ни денег, ни желания, чтобы сохранить этот зал в рабочем состоянии», надо отказаться от него и сделать здесь нечто более интересное, предложил Игорь Мещерин. «Я думаю, что если будем творчески относиться к нашей работе, мы что-нибудь придумаем», - заключил он.

В презентации Национальной палаты инженеров представлена переписка с руководством Нижегородской области о спасении еще одного разрушающегося объекта - листопрокатного цеха постройки 1898 года, расположенного на территории Выксунского металлургического завода. Перекрытие цеха - уникальная металлическая конструкция, спроектированная и построенная под руководством Шухова.

Игорь Мещерин 29 сентября прошлого года обратился с письмом к губернатору Нижегородской области Глебу НИКИТИНУ  с предложением поддержать  Национальную палату инженеров России и Международный Шуховский фонд в их работе «по сохранению уникального сооружения и превращению его в музей», попросил рассмотреть вопрос «при личной встрече». В ответ получил в декабре 2017 года письмо от Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области и копию письма АО «ВМЗ», собственника цеха с уникальным перекрытием. ВМЗ пишет, что работает над концепцией спасения объекта, но «находится в условиях ограниченного бюджета».

 

Сомнительно, что заводу под силу в одиночку  справиться с такой масштабной задачей. И даже как-то сомнительно, видел ли вообще губернатор обращение Национальной палаты инженеров России - иначе уж точно бы пригласил на встречу и обсудил спасение объекта.

 

Организаторы "круглого стола" пытались пригласить к участию в нем представителей ряда министерств и ведомств; не отозвался никто.

 

Совсем не узкий сектор

Неудивительно, что у молодых людей формируется поверхностное понимание профессии инженера - даже у тех, кто окончил специализированный лицей при  МГТУ им.Баумана,  как находившийся в президиуме «круглого стола» Вадим Григорьев. На вопрос ведущего о профессии инженера Вадим ответил, что «инженерия – это узкий сектор».

В ходе «круглого стола» сожалели, что не был услышан призыв объявить 2018 год Годом инженера - он стал Годом волонтера. Мещерин пошутил: поскольку инженеры работают за гроши, практически бесплатно, то можно считать их волонтерами – значит, это все же их год.

На «круглом столе» приводились такие цифры: средняя зарплата инженера в Москве – 52 тыс. рублей, у водителя – 55 тыс. рублей. Вот и ясно, как говорил поэт, «кто матери-истории более ценен». Чтобы получить диплом инженера, надо учиться шесть лет, водителем можно стать за несколько месяцев. Чего тогда стоит квалифицированный труд?

Кстати, средняя зарплата инженеров в России неуклонно снижается: в июне 2017 года она составляла 50 тыс. руб., в октябре 2017 уже 45 тыс., в марте 2018 – 40 тыс. руб., и в мае 2018 оставалась на уровне 40 тыс. руб. (https://russia.trud.com/salary/692/3670./)

Наше общество теряет не только мир Шухова, но и саму профессию инженера – её считают отмирающей. Только 13% российских школ включают в ЕГЭ физику, отмечалось на «круглом столе».

 

И все же хочется завершить на оптимистичной ноте. В ходе «круглого стола» президент Международного Шуховского фонда Леонид ШТЕРН представил прекрасно изданный трехтомник произведений выдающегося русского инженера: «Энергетика», «Гидротехника», «Строительное дело». Это не только результат труда энтузиастов, сохраняющих интеллектуальное наследие Шухова. Это еще и показатель широты  спектра его профессиональных интересов. Не случайно его называют русским Леонардо да Винчи (в отличие от которого Шухов сумел воплотить в жизнь все свои разработки). И это - ответ молодым людям, считающим инженерное дело «узким сектором».

Вот какой перечень различных сфер деятельности Шухова приводится в публикации «Российской газеты" от 2 февраля 2014 года к 75-летию со дня смерти инженера : «Помимо различных архитектурных конструкций им созданы паровые котлы, нефтеперегонные установки, трубопроводы, форсунки, резервуары для хранения жидкостей, насосы, газгольдеры, водонапорные башни, нефтеналивные баржи, доменные печи, металлические перекрытия цехов и общественных сооружений, хлебные элеваторы, железнодорожные мосты, воздушно-канатные дороги, маяки, трамвайные парки, заводы-холодильники, дебаркадеры, мины и т.д. По его проектам в нашей стране построено более 500 мостов, с его именем связаны практически все крупные стройки первых пятилеток: Магнитка, Кузнецкстрой, Челябинский тракторный завод, завод "Динамо" и даже вращающаяся сцена МХАТа и т.д.».

Вот вам и «узкий сектор»...Наша молодежь, даже самая «продвинутая», вряд ли знает об этом многообразии приложения сил инженеров.

Поднимать на щит

Не уничтожать, а поднимать на щит инженерную профессию требуют задачи, стоящие сегодня перед страной: без грамотных, талантливых инженеров не удастся обеспечить технологический, а значит и экономический прорыв.

Вспомним, какой цвет инженерных достижений был представлен в 1896 году в Нижнем Новгороде на Всероссийской промышленной  и художественной выставке (профинансированной, кстати, императором Николаем II). Были показаны первый в России электрический трамвай, первый в мире радиоприёмник Александра Попова, первый русский автомобиль конструкции Евгения Яковлева и Петра Фрезе. И больше всего поражали публику конструкции Шухова, ставшие «гвоздем» программы:: восемь легких построек с перекрытиями в виде сетчатых оболочек, круглый стальной павильон-ротонда и гиперболоидная башня (https://anashina.com/giperboloid-inzhenera-shuxova/).

Извечная ирония судьбы воплощается на очередном витке исторической спирали: когда-то в Нижегородской области демонстрировались уникальные достижения инженерной мысли, теперь происходит разрушение одного из уникальных технических объектов.

Разве сегодня нам не нужны технические достижения такого масштаба, какие были обеспечены в России «золотого» десятилетия XIX века? И можно ли достичь такого уровня, уничтожая профессию инженера -- не обеспечивая его материально,  не воспитывая как всесторонне развитую, гармоничную и культурную личность?

Такие вопросы вытекают из обсуждения на прошедшем «круглом столе». И в этом контексте  можно считать, что он перевыполнил заявленную программу: охватил более широкий круг вопросов, поставил более серьезные социальные проблемы, чем изначально заявлено в программе.

 

А причем здесь малый бизнес, могут спросить читатели «Своего проекта»? Дело в том, что сегодня в отраслевой структуре малого и среднего бизнеса преобладают компании, работающие в торговле. А где высокотехнологичные,  где инжиниринговые? Разрабатываемый при активном участии Национальной палаты инженеров законопроект об инженерной деятельности, как ожидается, позволит инженерам вести свое дело, даст простор частной инициативе в этой области, защитит авторские права.

Инженерная сфера – широкое потенциальное поле деятельности для предпринимательства, в том числе и малого. По крайней мере, есть такая надежда, остается такой шанс – дай Бог, не последний.

Любовь КИЗИЛОВА

Фото «Свой проект»

  • Grey Vkontakte Icon
  • Grey Google+ Icon
  • Grey Twitter Icon
  • Grey LinkedIn Icon
  • Grey Facebook Icon

© 2023 Деловой подход.  Сайт создан на Wix.com