Не только бриллианты

Предновогоднее сиянье в Гостином дворе: картинки с выставки

12 декабря 2022
На ювелирной выставке «JUNWEX Лучшие украшения в России», проходившей 8 – 11 декабря, можно было выбрать новогодние подарки на любой вкус и кошелек. Радовали глаз не только россыпи сапфиров и бриллиантов, но и более доступные экспонаты. Среди участников выставки наряду с известными, крупными производителями были и компании малого бизнеса, успешно вписавшиеся в эту «подарочную» нишу, проявляющие чудеса творчества и предприимчивости в условиях кризиса.
Блистают все
Сразу уточним, что состоялась не просто выставка, а широкая распродажа, где можно было удачно решить проблему новогодних подарков. Маленькие лунные зайки встречали гостей прямо в начале экспозиции – на стенде представителей Пермского края. Фигурки из переливающегося на свету селенита шли на «ура» - цена небольшая, а сувенир эффектный, к тому же символ грядущего года по китайскому лунному календарю. Как следует из китайской мифологии, богиня Чанъэ пребывает на Луне именно в компании Зайца и Трехлапой Жабы. Лунный Заяц стоит под коричным деревом и вечно растирает в ступке ингредиенты зелья бессмертия… Вот какие ассоциации вызвал этот скромный сувенир.

Благородное серебро, яркий блеск латуни – на стенде компании «Аргента» из славного города Кольчугино. От вычурной мельхиоровой чайной ложечки, на которую уселась ажурная бабочка, серебряных подстаканников (дань железнодорожной стилистике советской эпохи) до великолепных кастрюль, сверкающих медными боками – диапазон выбора подарков чрезвычайно широк. Если не успели попасть на выставку, продукцию «Аргенты» можно найти в фирменном магазине в Москве.

А вот ювелирной компании «УРУУ» из Якутии во время пандемии пришлось закрыть московский магазин. Это вызывает сожаление: на стенде компании было представлено столько удивительных вещей, что у многих появилось бы желание посетить её магазин. Подвеска из настоящего когтя медведя, оправленного в серебро; роскошные серебряные ожерелья и висячие серьги; магические обереги, охотничьи ножи – вся эта экзотика шла на выставке с весомыми скидками и была вполне доступна. Якутские красавицы, работавшие на стенде, представляли свои серебряные украшения с особым изяществом.

Новое прочтение русской темы
Не уступали им и русские красавицы, представлявшие собственную небольшую компанию Oxioma. Название образовано от имён самих красавиц – Оксаны и Маши. Бренд украшений OXIOMA основан в 2018 году выпускницами курса "Ювелирный дизайн" Британской школы дизайна Оксаной Полуэктовой и Марией Лыковой. Как отмечается на сайте молодой компании, «основой творческого союза стал схожий подход к эстетике, поиску новых форм и смыслов, а также смелость в использовании нетрадиционных материалов».

Материалы действительно не очень традиционные для ювелирного дела: в дизайнерских изделиях Оксаны и Маши плексиглас сочетается с позолоченной бронзой. В коллекции с душевным названием Golubushka, представленной на стенде, можно было увидеть броши в виде русских кокошников, причём каждое изделие имеет своё душевное название: «Забава», «Василиса», «Лукерья», «Пелагея», «Голубушка лесная», «Поля зеленая» и т.п. Возвращая нам прелесть звучания забытых русских имен, дуэт дизайнеров наполняет новым дыханием и традиционную русскую эстетику, возрождает чувство гордости за наше духовное богатство.
OXIOMA не ограничивается русской темой. На сайте интернет-магазина компании можно увидеть коллекции, вдохновленные японской культурой, египетскими и венецианскими мотивами. Всё это выглядит свежо, ярко и стильно.


Тщательная кисть
Изделия студии авторских работ Ирины Ворониной, привлекшей внимание на выставке, сделаны в традиционном духе – тончайшая роспись лаковых шкатулок не является чем-то авангардным. Однако и здесь не всё обычно: роспись выполнена по перламутру: на обратной стороне крышки такой шкатулки вы увидите самую настоящую раковину. По словам Ирины Ворониной, в её студии работает восемь художников. Возможно, этим объясняется большое разнообразие представленных работ.


Однако заметны у них и общие особенности. Как известно, в китайской традиционной живописи есть два основных направления – гунби и сеи. Гунби означает «тщательная кисть», для этого направления характерна подробная прорисовка мельчайших деталей. Именно эту технику напоминают работы студии Ирины Ворониной: тонко выписанные фигурки балерин, ягод рябины на заснеженной ветке, золотых плодов и опадающих листочков на «Древе жизни». Кстати, шкатулок с таким названием на стенде оставалось только две, да и те были куплены тут же - у «Древа жизни» глубокая символика…

Спрос на красоту
Ювелирные украшения и часы, камнерезная пластика, столовое серебро, монеты, предметы старины – казалось бы, кому всё это нужно, когда падают доходы и катастрофически растут цены? Действительно, спрос на всю эту красоту в условиях кризиса сокращается. Как видно на графике, по сравнению с бурным ростом в 2021 году, связанным с отложенным в пандемию спросом, продажи ювелирки в текущем году заметно снизились.
.
«По данным официальной статистики, розничные продажи ювелирных изделий в январе-марте 2022 г. выросли на 17,4% против прироста в 39,6% в первом квартале 2021 г. относительно 2020 года», - отмечается в обзоре retail.ru (гиперссылка), подготовленном на основе исследования M.A.RESEARCH «Ювелирный ритейл РФ в 2021-2022 гг., прогноз до 2024 года».

«В 2022 г. рынок столкнулся со снижением трафика в магазинах и снижением объема продаж, что обусловлено сокращением доходов на фоне роста обязательных платежей и стоимости товаров первой необходимости», - отмечает M.A.RESEARCH.

По мнению аналитиков, для розничного ювелирного рынка будет характерно снижение спроса в 2022 – 2023 годах; сокращение доли импорта из стран Запада, переориентация поставщиков на азиатские рынки, увеличение доли онлайн-продаж ювелирных изделий через маркетплейсы и собственные интернет-магазины. Прогнозируется также рост цен на ювелирные украшения, в том числе за счет отмены УСН для ювелирного бизнеса, роста стоимости драгметаллов и камней.

И ещё один, на наш взгляд, довольно парадоксальный прогноз: с одной стороны – «ускорение консолидации рынка крупнейшими игроками», резкое сокращение числа небольших игроков из-за отмены УСН для ювелирного бизнеса и закрытия доступа к популярным социальным сетям, где небольшие компании продвигали свои товары; с другой – «рост доли магазинов малых форматов, в том числе малых дисконтных форматов, расширение в сегменте стрит-ритейла».

Пока трудно понять, как впишется малый бизнес в эти противоречивые тенденции. И всё же основания для оптимизма есть. Во-первых, и художник-одиночка, и искусный ремесленник, и небольшое предприятие умельцев традиционно прочно занимали свою нишу в ювелирном деле. Во-вторых, даже в самые кризисные времена наш народ не терял тягу к красоте, а на подарок родному человеку (особенно новогодний) всегда откладывал и последнюю копейку.

Конечно, модель потребления в этой сфере меняется -- на ювелирной выставке посетители не толпятся у стендов с элитными драгоценностями, а присматриваются к более доступным, хотя и не менее изящным изделиям. Очевидно, именно в такой нише и есть шанс удержаться малым предпринимателям, найти своего клиента, предложить ему что-то интересное. Выставки, подобные прошедшей в Гостином дворе, помогают в этом малому бизнесу, поэтому хотелось бы, чтобы их было больше.

Любовь КИЗИЛОВА

Фото «Свой проект»
График «Динамика развития рынка ювелирного ритейла (реальные темпы прироста с учетом инфляции), прогноз на 2022–2024 гг.» - Retail.ru.
Made on
Tilda