Новогодние сказки

Не уповая на чудо

01 января 2019

Новый год считается праздником, связанным с чудом и сказкой, с исполнением самых несбыточных мечтаний. Называют сбывшейся мечтой и принятие национального проекта развития предпринимательства. Однако, как показывает реальность, рассчитывать малым предпринимателям приходится прежде всего на себя – на собственные возможности, способности, энергию, настойчивость и волю. Именно опоры на свои силы и остаётся пожелать предпринимателям в наступившем году.

 

Почему не стоит особенно уповать на нацпроекты? Потому что о господдержке малого бизнеса говорилось и говорится довольно много; созданы многочисленные институты, разрабатываются всевозможные «меры поддержки», но ощутимого результата всё это пока не принесло. Более того, численность МСП продолжает снижаться.

Так, по данным сайта rmsp.nalog.ru, на 10 декабря 2019 года численность субъектов МСП  была 5 924 681, а на ту же дату 2018 она составляла 6 042 898.

В августе 2019 года, анализируя реестр МСП, Институт экономики роста им. П.А. Столыпина делал вывод «экономическая активность в стране снижается, а не растет». Этот вывод вполне понятен: ведь во всём мире малое и среднее предпринимательство считается опорой экономики, его ударной силой – оно даёт людям рабочие места, формирует средний класс общества, создаёт спрос на новые технологии.

 

И увы, данные, которые приводит Институт, весьма неутешительны – «по итогам 1 полугодия 2019 года количество работников МСП сократилось на 1,6% год к году (- 257 174 работника), а количество субъектов МСП – на 0,9% год к году (- 57 013 субъектов), количество малых и средних предприятий сократилось на 7- 8% год к году (-18 258 малых предприятий и -1 545 средних)».

 

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» содержит пять федеральных проектов: 

«Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности»;

«Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию»;

«Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»;

«Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации»;

«Популяризация предпринимательства».

 

По логике здравого смысла, важнейшим из этих пяти разделов должен стать, очевидно, проект, призванный улучшить условия ведения бизнеса. Однако, если вы его откроете и прочитаете об основных мероприятиях, вас ожидает разочарование. В числе основных мероприятий этого проекта, например, значится «Разработка закона о социальном предпринимательстве; определение понятий: «социальное предпринимательство», «социальное предприятие». Неужто введение таких определений сильно поддержит малый бизнес?

Скорее, его поддержит снижение налогов. Однако и здесь разочарование: оказывается, у предпринимательского сообщества уже возникли опасения, что одно из основных мероприятий проекта --  «Переходный налоговый режим для субъектов МСП» не улучшит, а ухудшит условия для ведения бизнеса. Как сообщалось 10 декабря 2019 года на сайте «Опоры России», «законопроект о новом переходном налоговом режиме для МСП направлен на доработку по просьбе бизнес-объединений».

 

Как поясняет один из источников, «законопроект вводит новый переходный налоговый режим для субъектов МСП, утративших право на применение УСН, в случае если максимальный размер выручки субъекта МСП находится в пределах от 150 млн. до 200 млн рублей и (или) средняя численность работников — от 100 до 130 человек. В проекте закона также предлагается увеличение налоговых ставок. Налоговую ставку для УСН «доходы» предлагается поднять с 6 до 8 %, а для УСН «доходы минус расходы», — с 15 до 20 %.

Как отметили в «Опоре России», увеличение порога применения УСН со 150 до 200 млн является незначительным и не учитывает задачи акселерации, прописанные в нацпроекте МСП. «Опора России» предлагала повысить порог вдвое — до 300 млн. с сохранением действующих налоговых ставок».

 

На заседании правительственной комиссии по законопроектной деятельности, состоявшемся 9 декабря, первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Владислав КОРОЧКИН отметил, что «в случае принятия закона в текущей редакции нагрузка на малый бизнес значительно возрастет». Вот цитата из выступления  В. Корочкина: «Вместо того, чтобы снизить налоговую нагрузку на малый и микробизнес, использующий специальные налоговые режимы (которые изначально предназначались для того, чтобы ее снизить), мы решили ее сделать БОЛЬШЕЙ? И говорим, что это благо для МСБ?».

 

Действительно, зачем предлагать такой «переходный» налоговый режим и к какому состоянию бизнеса должен привести планируемый переход? И можно ли называть такой подход (или «переход») сбывшейся мечтой? Скорее – старой сказкой о главном…

Любовь КИЗИЛОВА

Фото «Свой проект»