Обрести обратную связь

 Московские производители и торговые сети

ищут пути к диалогу

20 декабря 2018

Обеспечить доступ продукции московских производителей на полки торговых сетей --  такую чрезвычайно важную задачу последовательно решает Московская конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) при поддержке столичных властей.

Новый раунд

На большом совещании, состоявшемся в среду на площадке МКПП (р) и посвященном этой острой теме, производители и представители торговых сетей пытались установить прямой контакт. Похоже, дело начало сдвигаться: один из руководителей крупной торговой сети уехал с совещания, оставив пачку своих визитных карточек  -- для всех, кто стремится к диалогу.

«Свой проект» уже рассказывал о совещании в МКПП (р), которое прошло в октябре и было посвящено этой же теме («Вам надо объединиться!», 24.10.2018). Тогда накал обсуждения был намного выше – у производителей товаров накопилось много претензий к торговле. И был даже составлен специальный перечень актуальных вопросов, которые беспокоят промышленников столицы.

В этот раз участники совещания высказывались несколько сдержаннее – возможно, они начинают верить, что московская власть неравнодушна к этим проблемам и стремится их решить. Как отметила проводившая совещание в среду председатель МКПП(р) Елена ПАНИНА, эта встреча была организована по поручению мэра Москвы Сергея СОБЯНИНА.

В совещании участвовали первый заместитель  руководителя Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Алексей АРТЕМОВ,  заместитель начальника Управления развития инфраструктуры  розничной торговли и услуг Департамента торговли и услуг Москвы Игорь КУКОЛЕВ, первые лица промышленных предприятий и крупных торговых организаций, представители малого бизнеса.

Как заверил Алексей Артемов, «промышленность в Москве есть, жива и планирует развиваться». Как бы в подтверждение этого тезиса первым дали слово именно представителю промышленности – Евгению ПАНТЕЛЕЕВУ, генеральному директору АО «Свобода», известного предприятия с большой историей, достойной продукцией, доступной по ценам.

 

Не контакт, а диктат

Казалось бы, у качественных и недорогих товаров должна быть прямая дорога в большую торговлю. Однако у «Свободы» нет свободного доступа на прилавки. Вряд ли в сетевых торговых центрах вы найдете, например, уникальный крем «Геронтол», который стоит около 60 рублей и творит косметические чудеса. Недавно удалось обнаружить его в крошечном магазинчике на Западе Москвы – в тесноватом помещении этого «микро-универмага» есть и продукты, и  хозтовары первой необходимости, и дешевый трикотаж… Покупатели идут -- реклама магазинчика бодро катит по «сарафанному радио», из уст в уста.

Однако с торговыми сетями у «Свободы» диалог пока не складывается. В выступлении Евгения Пантелеева слово «диалог» повторялось, пожалуй, чаще всего – директора очень беспокоит его отсутствие. Вопрос продвижения товаров «чрезвычайно важный и чрезвычайно сложный», но он является ключевым, особенно  в условиях импортозамещения, заметил  руководитель «Свободы».

«Хотим, чтобы реализовывались товары в сроки, о которых мы договариваемся», - казалось бы, вполне законное пожелание, которое тем не менее не выполняется. Не приветствует торговля и выход в продажу новинок: «Новые товары, новые продукты вывести на рынок чрезвычайно сложно».

 

«Контакты с торговлей не складываются», «диалог с торговлей не получается» -- об этом говорил не только Пантелеев, но и другие руководители предприятий.

Как отметил гендиректор «Свободы», невозможно выйти напрямую на руководство торговых сетей (и это тоже общая беда), «весь диалог идёт через переписку»; начинается с ультимативных требований со стороны торговых сетей и заканчивается сообщением о разрыве диалога. «Меня эта ультимативность возмущает», - признался Евгений Пантелеев. Такой диктат со стороны ритейла совершенно недопустим.

В неравных условиях

По словам руководителя «Свободы», импортные товары «обходятся их производителям объективно дешевле», поскольку «у нас деньги дороже». Действительно, макроэкономические условия у нас постоянно ужесточаются. Повышен до 20% НДС. Буквально на днях (14 декабря) Совет директоров Банка России принял решение повысить ключевую ставку на 0,25 процентного пункта, до 7,75% годовых. 

Казалось бы, не такое уж существенное повышение, но, как говорится в известном анекдоте, «тенденция, однако!» Да и уровень ставки несопоставимо выше, чем, например, в США и Европе. Для сравнения – ставка ФРС тоже поднята недавно (19 декабря), тоже на 0,25%, однако её значение (2,5%) в итоге всё равно втрое ниже, чем у нашего Центробанка. Ставка Европейского центрального банка (ЕЦБ) – вообще нулевая, и не пересматривалась с 2016 года.

 

Конечно, трудно конкурировать в таких неравных условиях. Однако, несмотря на это, российская косметическая продукция вполне конкурентоспособна: по словам Елены Паниной, не всегда найдёшь импортные товары, которые бы обеспечили такое же качество, по такой же цене как у «Свободы», «Новой зари».

Ритейл, откройся!

О жестких требованиях со стороны ритейла говорил генеральный директор обувной фабрики «Парижская коммуна» Александр НИКИТИН. «По некоторым вопросам мы не можем удовлетворить требования торговли, по объективным причинам», однако «очень многое зависит субъективно по ритейлу»; «очень жёсткие требования стоят перед закупщиками», пояснил А. Никитин. Вместе с тем он отметил как положительный пример сотрудничество «Парижской коммуны» с «Детским миром», где «чётко соблюдают контракты, соблюдают сроки».

Некоторые руководители крупных торговых сетей признают свою недостаточную открытость для контактов и пытаются идти навстречу производителям. Глава представительства МЕТРО в России Алексей ГРИГОРЬЕВ  сообщил, что сейчас корпоративный сайт сети находится в доработке, чтобы  «исключить случаи неответов». Он признал: «Диалог важен, нужен – я готов оставить здесь свои контакты». Так и сделал, оставив пачку визиток. Г-н Григорьев готов «выходить один на один с производителем» и обсуждать, «как нам вместе развиваться, а не отхватить кусок друг у друга».

 

При этом он отметил, что МЕТРО работает в мелкооптовом секторе – с мелкой розничной торговлей, гостиничным и ресторанным бизнесом. У МЕТРО порядка 5 тыс. поставщиков, в том числе более 1 тыс. – московских. Остальные 4 тыс. – из других регионов, в том числе «очень маленькие». Особенность работы МЕТРО, подчеркнул Григорьев, состоит в том, чтобы давать ассортимент, «пусть консервативный, но стабильный» -- и мелкому лавочнику, и отелю, и ресторану; чтобы обеспечивать конкурентоспособность «этому мелкому ресторатору или продавцу».

Выстраивая диалог с производителями, МЕТРО сможет успешнее справляться с этой задачей, заключил Алексей Григорьев. А это очень важно, поскольку малый бизнес, справедливо заметил он, «более человечно работает с потребителями, чем торговые сети»; малое предпринимательство «формирует городскую среду».

Прийти и остаться

Как и на предыдущем, октябрьском совещании, некоторые производители (в том числе из малого бизнеса) говорили о проблеме задержки платежей и неоплате товаров, поставленных в торговые сети: «Проблемой является для нас неоплата, невозврат денег»; торговле просто выгодно «брать товары и не платить», - констатировал один из участников совещания.

Исполнительный директор компании Herbarium Светлана МИРОНОВА, представлявшая поставщиков из малого бизнеса, рассказала, что непроданный товар (например, праздничная упаковка) возвращается нередко из сети в потрепанном виде, и его остается только выбросить.  В комментарии для «Своего проекта» Светлана пояснила, что проблему можно было бы решить, подвозя товар не сразу весь, а малыми партиями, но сети, упрощая себе жизнь, на это не идут. По этой причине Herbarium уже отказался работать с «Глобус Гурмэ»; работает пока с «Московским домом книги».

 

Кроме того, Светлана Миронова считает, что 90-дневная отсрочка платежа за поставленный товар, предусмотренная законодательством, слишком долгая. Светлана предлагает внести поправки в федеральный закон о торговле и сократить этот срок до 60 дней.

Как и на предыдущем совещании, производители вновь говорили о недоступности сетей даже для высококонкурентной продукции, причем из разных отраслей. Так, гендиректор ООО «Спринт-Пласт» Евгений БРОНШТЕЙН рассказал о сложностях продвижении продукции его предприятия -- мусорных мешков, дешёвых и не уступающих по качеству импортным. К тому же их производство организовано с отлаженной вторичной переработкой сырья.

Гендиректор ООО «Кунцево-Электро» Валерий МОЛОЖАЕВ напомнил о производстве электроустановочных изделий, которые при высоком качестве кратно дешевле импортных аналогов. Важно отметить, что эту продукцию выпускает предприятие, предоставляющее рабочие места инвалидам. «Мы имеем очень хорошую продукцию по очень низким ценам, несопоставимым со строительными гипермаркетами», -- пояснил гендиректор (электророзетка от «Кунцево-Элктро» стоит 33,76 руб., аналогичная в «ОБИ» - 229 руб.). «Под теми или иными предлогам в сети мы войти не можем», - заявил гендиректор. Да и предлогов сети особо не ищут, причин отказа не называют, довольствуясь формальной отговоркой: «У нас политика другая».

Валерий Моложаев предложил «продумать, каким образом мы можем войти в серьезный ритейл». Собственно, найти ответ на этот сакраментальный вопрос и было целью уже двух состоявшихся совещаний по взаимодействию производителей и ритейла.

Выйти на результат

Отрадно, что в МКПП (р) не просто обсуждают проблемы, а выходят на конкретный практический результат. Так было и в этот раз. Елена Панина сообщила, что по итогам прошедшего в среду обсуждения МКПП (р) будет готовить записку на имя Сергея Собянина. Планируется создать систему постоянного взаимодействия  со структурами правительства Москвы, с участием производителей и торговых сетей. Такая структура будет создана на площадке МКПП (р), поскольку у Конфедерации уже есть опыт подобного взаимодействия по проблемам налогообложения недвижимости и кадастровой оценки.

Вопросы, связанные с кадастровой оценкой объектов недвижимости предприятий также обсуждались на встрече в среду. Как сообщила Елена Панина, по этой теме планируется провести отдельное совещание в первом квартале наступающего года. При этом она обратилась к первому замруководителя Департамента Алексею Артемову с предложением: предоставить МКПП (р) проект новой методики кадастровой оценки, чтобы её могли обсудить представители предприятий. «Мы заинтересованы в том, чтобы методика была нормальная», пояснила Елена Панина. Она призвала участников совещания во взаимодействии с правительством Москвы работать «над теми документами, от которых зависит наша жизнь».

Любовь КИЗИЛОВА

Фото «Свой проект»

Для справки

Фабрика «Свобода» возникла на базе старейшей в России парфюмерной фабрики Товарищества

«А. Ралле и Ко», открытой в Москве в 1843 году.

В 1917 году «А. Ралле и Ко» была национализирована, получив название «Государственный мыловаренный завод № 4». В 1922 году фабрику назвали «Государственная мыльно-косметическая фабрика „Свобода“».

  • Grey Vkontakte Icon
  • Grey Google+ Icon
  • Grey Twitter Icon
  • Grey LinkedIn Icon
  • Grey Facebook Icon

© 2023 Деловой подход.  Сайт создан на Wix.com