Поддержка выведет на свет

Борис ТИТОВ: масштабная государственная политика развития миллионов субъектов МСП так и не создана

23 мая 2008

День российского предпринимательства отмечается в нашей стране 26 мая. В преддверии  этой даты «Российская газета» опубликовала интервью уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей Бориса ТИТОВА, посвященное проблемам поддержки малого бизнеса. Приводим некоторые цифры и суждения из интервью.

В России сокращается число малых и средних предприятий. Если не принять меры, этот процесс продолжится, заявил Борис Титов. За последнее десятилетие доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны так существенно и не поднялась с уровня в 20 - 21 процент. А за 2017 год сектор малого и среднего предпринимательства (МСП) сократился, его структура значительно ухудшилась.

 

На 10 апреля 2018-го субъектов малого и среднего бизнеса в стране насчитывается 6 миллионов 117 тысяч. И хотя по данным ФНС общее количество предприятий МСБ увеличилось на 92,7 тысячи, однако этот рост обеспечен только индивидуальными предпринимателями в категории "микропредприятия", число которых выросло на 111,9 тысячи. По всем остальным видам произошло сокращение, отмечает Титов.

 

Количество средних компаний сократилось на 346 единиц, на 10 апреля их насчитывалось чуть более 20 тысяч. Число малых компаний уменьшилось до 264,5 тысячи (ушли с рынка 2 355 компаний). Между тем именно эти категории МСП в основном и создают добавленную стоимость в экономике, подчеркивает уполномоченный по правам предпринимателей. По-прежнему 95 процентов МСП - это микробизнес, отметил он.

 

Характеризуя структуру МСП по видам экономической деятельности, Борис Титов констатирует, что 42,7 процента МСП действуют в сфере торговли, при этом 45 процентов сосредоточено в 10 регионах страны.

 

В интервью приведены результаты свежего опроса ВЦИОМ. Социологи опрашивали предпринимателей, какие факторы сильнее всего мешают развитию их бизнеса. Первые три позиции - "неопределенность экономической ситуации", "высокий уровень налогообложения", "снижающийся спрос на внутреннем рынке". «А это все вопросы не точечных изменений, а смены экономической стратегии», - резюмирует Борис Титов.

В предстоящем докладе президенту страны Титов намерен сделать ряд предложений по системе поддержки МСП. «Действующая система поддержки МСП через федеральные и региональные институты развития и инновационную инфраструктуру в субъектах РФ рассчитана самое большее на несколько десятков тысяч предприятий. А масштабная государственная политика, направленная на развитие миллионов субъектов МСП, которая включала бы в себя вопросы налогов, кредитов, тарифов, контроля и надзора, так и не создана», -- утверждает защитник прав предпринимателей.

 

Банковский кредит стал еще менее доступным для МСП. Причины этого - повышение требований к залогам и иному банковскому обеспечению. Поэтому Титов предлагает провести "тонкую" настройку залогового законодательства.

В интервью приводятся данные по объему теневой занятости в малом и среднем бизнесе: от 35 до 50%. «Действовать против теневой экономики (я имею сейчас в виду не вывод денег в офшоры, а так называемую "гаражную экономику", в первую очередь самозанятых) исключительно "карательными" методами - неправильно. Она является определенным буфером, без которого, например, падение цен на нефть могло бы значительно серьезнее ударить по материальному благосостоянию граждан. В этом секторе сосредоточена немалая часть производства товаров и услуг, которые необходимы населению. Кому станет лучше от того, что эти люди не смогут сами зарабатывать себе на жизнь, не смогут трудоустроиться в "официальной" экономике, а значит, государству придется поддерживать их пособиями?», - заявил Борис Титов.

Для работающих в теневом секторе людей надо создавать такие условия, чтобы им было выгодно работать легально, а не в подполье, убежден он.

Титов предлагает конкретные меры для легализации и улучшения положения самозанятых граждан: «Мы предлагаем создать специальную организационно-правовую форму "Индивидуальный предприниматель без права найма", которая будет предусматривать упрощенный режим регистрации и снятия с учета, стоимость патента не более 10 тысяч рублей в год, отсутствие отчетности, режим проверок и уровень административной ответственности - как для физических лиц».

 

По мнению правозащитника предпринимателей, закон о самозанятых должен действовать не только для горничных, как сейчас -- он должен охватывать различные отрасли: ремонт, такси, производство самых простых товаров.

«Схема уплаты налогов такими предпринимателями должна быть предельно простой - за пять минут покупаешь патент и больше ничего не платишь. Срок действия патента выбираешь сам - хоть месяц, хоть три года», -- такие простые, понятные и доступные правила легализации самозанятых предлагает Борис Титов.

При этом он считает правильным снять с предпринимателей ответственность за прошлое: «Если люди решили жить по-честному, полностью платить налоги, с них должна быть снята ответственность за прошлое, за те операции, которые они раньше совершали в нарушение закона».

 

Борис Титов напомнил про инициативу Минфина: «…минфин намерен контролировать доходы самозанятых, в том числе и посредством онлайн-касс. И для тех, кто до сих пор сторонился любых контактов с государством, это сразу перекрывает все достоинства низкой ставки. Я убежден, что сработать может только патентный подход».

Правозащитник не верит в официальные данные о сокращении проверок бизнеса: «Минэкономразвития последние несколько лет отчитывается об уменьшении числа плановых и внеплановых проверок, однако предприниматели не подтверждают, что нагрузка снижается.

По данным министерства, в 2017 году проведено около 1,7 миллиона проверок, что почти на 200 тысяч меньше, чем в 2016 году. А согласно опросу субъектов МСП, который мы проводили в апреле этого года, число проверок доходит до 10 миллионов. Все дело в том, какие виды контрольных мероприятий считать. Официальная статистика не учитывает дела об административных правонарушениях, которые возбуждаются органами власти непосредственно, без проверок, а также о рейдах, контрольных закупках и так далее».

Между тем, уточняет Борис Титов, Роспотребнадзор возбуждает без проверки каждое четвертое дело об административных правонарушениях, Росприроднадзор, Ространснадзор, Россельхознадзор - до 50% дел, а ФАС России и Росалкогольрегулирование - до 90%.

 

«В ходе опроса 43 процентов участников нашего опроса отметили увеличение административной нагрузки на бизнес за 2017 год, только 9 процентов считают, что она уменьшилась», - констатирует правозащитник.

В очередном докладе он предлагает включить в Единый реестр проверок все органы контроля и надзора, а не только те, которые упоминаются в Федеральном законе от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ. Кроме того, предлагается вести в этом реестре учет не только проверок, но и дел об административных правонарушениях, рейдов, контрольных закупок и предупреждений. «Запретить накладывать штрафы и другие наказания по итогам административных расследований: первой стадией должно быть предупреждение», - таковы предложения Титова.