Рост налога – не та дорога

Предложение правительства повысить НДС

противоречит идеологии экономического прорыва

15 июня 2018

Инициатива правительства, направленная на повышение НДС с 18% до 20% – негативная новость для потребителей и бизнеса, утверждают эксперты. «Уход в тень, каскадное повышение цен» - вот чего ожидают предприниматели от роста налога.

В мае 2018 президент издал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В числе стратегических целей  заявлено «прорывное научно-технологическое и социально-экономическое развитие России, увеличение численности населения страны, повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, условий и возможностей для самореализации каждого человека».

 

Исходя из этой стратегии, правительство должно было подготовить свои предложения. В минувший четверг правительство представило инициативы по изменениям в налоговой и пенсионной системах страны. В частности, предложено повышение базовой ставки НДС с 18% до 20%. Действующие льготы по НДС на ряд товаров и услуг планируется сохранить, и все же предложение правительства критически встречено экспертами и предпринимателями.

«Новость негативна с точки зрения экономического роста в целом и корпоративных прибылей российских компаний в частности», - отмечает Finam.ru.

 

««Донастройка» налоговой системы оказалась повышением налогов. Ключевой для бюджетной системы налог — НДС — вырастет с 18 до 20%, это почувствуют на себе и потребители, и бизнес», - пишет РБК. НДС - это косвенный налог, который «ложится на конечного потребителя», - констатирует информагентство.
 

Повышение НДС — «не очень хорошая ситуация» для бизнеса», цитирует РБК сопредседателя «Деловой России» Андрея НАЗАРОВА. «Мы ожидали, что все-таки несколько лет будет стабильная налоговая система, и все другие договоренности будут сохранены. Для бизнеса это, может быть, не сильно критичная ситуация, но дополнительные сложности возникают», — говорит он.

 

«Любой рост нагрузки — это не радость для бизнеса, и, конечно, счастье большинство производителей не испытают», — согласен президент Торгово-промышленной палаты Сергей КАТЫРИН.

Называть такое изменение «донастройкой» можно лишь с изрядной долей иронии, приводит РБК мнение заместителя начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Веры КОНОНОВОЙ.  «Если это донастройка, тогда все мы как налогоплательщики находимся в полной неопределенности относительно того, что дальше будет с налоговой системой. Ведь так могут быть «донастроены» и любые другие налоги», — рассуждает она.

НДС — налог, затрагивающий не только конечных потребителей, но и всех участников цепочки, производящей товары, объясняет эксперт. И хотя в конечном итоге уплата этого налога идет за счет покупателя, для бизнеса это означает отвлечение оборотных средств на период между уплатой НДС поставщикам и получением «исходящего» НДС от покупателя.

 

Повышение НДС будет иметь неблагоприятное структурное влияние на экономику, считает Кононова. В наиболее сложное положение, по ее словам, попадут производители, которые закупают дорогостоящую продукцию у поставщиков (и уплачивают при этом значительные суммы входящего НДС): это прежде всего компании в обрабатывающем секторе. А экспортеры сырья будут от этого избавлены, особенно если в реальности будет ускорено возмещение НДС при экспорте, добавляет Кононова.

«Повышение НДС будет на благо экспортерам, — будет больше возвращаться. Для производителей же, особенно товаров с высокой добавленной стоимостью, конечно, это нагрузка на бизнес», — подтверждает и Катырин.

 

Повышение НДС может помешать импорту, отмечали в прошлом году эксперты Института Гайдара и РАНХиГС: среднеевропейская ставка НДС (17,5%) уже сейчас чуть ниже российской, а значит, разрыв увеличится.
 

Негативный прогноз дают бизнесмены в комментариях dp.ru: «Уход в тень, каскадное повышение цен». Например, вот что предсказывает  член совета директоров DIY-сети "Максидом" Мария ЕВНЕВИЧ: «Учитывая, что НДС является косвенным налогом, который автоматически перекладывается на плечи покупателей, следует ожидать повышения конечных цен в розничной торговле. Есть каскадный эффект, в цепочке до конечной розницы участвует больше звеньев: производитель, импортер, оптовик, каждый хочет подстраховаться и может поднять цены выше 2%. В итоге рост цен может оказаться больше".

«Рентабельность в розничной торговле низкая, поэтому трудно найти ресурс для компенсации роста НДС», -- отмечает Мария Евневич.

 

Подведем итог. Предложение о повышении НДС приведет к росту цен, нагрузке на потребителей, а значит к дальнейшему свертыванию внутреннего спроса на товары. Кроме того, создаст дополнительную нагрузку на бизнес, и прежде всего на обрабатывающие отрасли – ведь в первую очередь они создают продукцию с высокой добавленной стоимостью.

И всё это поможет повысить экономический рост, обеспечить «прорывное научно-технологическое и социально-экономическое развитие России»? Позволит добиться опережающего развития высокотехнологичных отраслей? Снизить уровень нищеты в стране? А ведь именно такие задачи ставит президент России перед правительством.

Для обеспечения экономического роста налоги не повышают – как говорится, не эта дорога ведёт к храму. Даже если бы налог повышали не на 2%, а на 0,2% - важна тенденция, и это тенденция отнюдь не к оживлению экономики. Чтобы стимулировать её развитие, налоги снижают, целенаправленно и последовательно.

Такой, была, например, стратегия развивающихся стран Юго-Восточной Азии, «азиатских тигров» (Южной Кореи, Сингапура, Гонконга и Тайваня), которые демонстрировали высокие темпы экономического развития с начала 60-х годов XX века вплоть до финансового кризиса 90-х. Сделать стремительный бросок, обеспечить технологический прорыв и темпы экономического роста на уровне более 10% в год позволили «тиграм» реформы, в ходе которых был улучшен бизнес-климат, снижены налоги. Если в России ставится задача обеспечить экономический рост, что же мешает у нас провести подобные реформы?

В ряде стран Юго-Восточной Азии НДС и сейчас невысокий по сравнению с Европой и Россией: Сингапур – 5%, Таиланд – 7%, Вьетнам – 10%, КНР – 17%. В независимых административных регионах Гонконг и Макао НДС отсутствует. В Индии НДС составляет 12,5% (источник – Википедия).

 

Создается впечатление, что правительство просто не услышало задач, поставленных президентом страны -- и на большой пресс-конференции в декабре 2017 года, и в ходе принятия «майских указов» 2018 года. Предложение правительства о повышении НДС не соответствует  интересам ни граждан,  ни бизнеса.

 

Да и широкого обсуждения инициатив правительства с бизнес-сообществом пока не наблюдалось. А если такие дискуссии были, то как в них учтена позиция ведущих бизнес-ассоциаций о «донастройке» налоговой системы? Вот, например, мнение первого вице-президента «Опоры России» Владислава КОРОЧКИНА, опубликованное на сайте  этой организации:«Расчеты показывают, что при единой ставке НДС в 12%, нормальном администрировании и правильной налоговой базе можно собирать в бюджет  больше денег, чем при действующих 18%».

 

Если законопроект, направленный на повышение НДС, внесут в Госдуму «под занавес» весенней сессии и скоропостижно примут, то надежда на широкое обсуждение этой инициативы правительства и отказ от неё вряд ли уже останется. А пока она еще есть?

Любовь КИЗИЛОВА

Для справки

Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28%, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %.

 

В соответствии со статьей 164 Налогового кодекса РФ, ставка 0 % применяется при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта; оказании услуг по международной перевозке товаров.

 

Ставка 10 % применяется, например, при реализации отдельных продовольственных товаров; товаров для детей; медицинских товаров.