Сказки золушек

Женский бизнес в большом городе: блеф и реальность

06 июня 2018

«Женский бизнес в большом городе: секреты успеха 2.0» - так назывался «круглый стол», организованный во вторник ГБУ «Малый бизнес Москвы» и газетой «Малый бизнес».

 

Это уже не первый «круглый стол», посвященный тематике женского бизнеса. «Свой проект» рассказывал о подобном мероприятии - помнится, тогда приглашенные в качестве спикеров бизнес-леди кокетливо-наивно признавались в неумении вести расчеты, типа «не сильна я в арифметике, так уж вышло».

 

В этот раз было несколько иначе, но откровения тоже впечатляли. Признавались в отсутствии  профессиональной подготовки в сфере ведения собственного дела.  «Я ни разу не парфюмер», - заявила генеральный директор агентства ООО «Парфюмерный клуб» Марианна ПЕНЬКОВА.

«Я не технический сотрудник, я не разбираюсь в технике вообще», - утверждала Татьяна БОЯРЧУК, владелица и основательница холдинга «Промтекс», поставляющего измерительное оборудование.

Алла МИЛЮТИНА, налоговый консультант, владелец аудиторской компании «A White&G.Hedges.Audit» доверительно рассказывала, как на заре своей карьеры взялась прочесть курс лекций по банковскому делу, ничего не зная о банковском деле. Купила книгу, написала цикл лекций, выучила их наизусть, поделилась она с залом под одобрительные аплодисменты. Отсутствием профессионализма едва ли не бравировали: вот, мол, какие мы талантливые – ничему не учились, пришли и сразу всё смогли.

 

Удивительно и другое. Бизнес-леди делились историями откровенного блефа, позволившего им сделать первые шаги в своём деле. Получается, инвестор простак, он поверит, что помещение твое, а на самом деле - вот и нет! Иностранный партнер – тоже типа лох: встретила в аэропорту на чужом «Мерседесе», привезла в чужой офис, он и поверил, что это всё мое – взял да и подписал договор. Вам это ничего не напоминает? Например, сказку про Кота в сапогах: «Чьи это поля? Маркиза Карабаса!»

 

Почти сказочные персонажи, современные золушки, пробившиеся к успеху в бизнесе, рассказывали свои сказки людям, готовым поверить во всё это. Причем истории блефа преподносились без смущения, едва не с гордостью. Интересно, инвесторы и партнеры, попадавшиеся на пути успешных золушек, были совсем простаки, не пытались проверить информацию о них, прежде чем заключать с ними сделки? Так вообще бывает?

 

Есть ли вообще «женский» и «мужской» бизнес? Интересно было, что думают успешные предпринимательницы по этому поводу. Когда задали вопрос о различиях женского и мужского бизнеса, одна из бизнес-леди рассказала о присущей женщине «эмпатичности», умению успокоить в телефонном разговоре нервного клиента. «Но ведь это уровень телефонного оператора, а не бизнесмена», - возразила девушка, задавшая вопрос.

Еще одна реплика из зала подтвердила ироничный настрой аудитории: «Единственное отличие женского бизнеса – это фактура, умение строить глазки и улыбаться?»  Не хочется, чтобы о женщинах в бизнесе думали именно так.

Сначала почти все бизнес-леди утверждали, что вести бизнес – это очень легко и приятно. «Бизнес начинать вести – это лёгкое занятие», - буквально так заявила одна из них. Особенно легко, если пустить в ход женские слабости и маленькие хитрости: «Улыбаться, разжалобить, слезу пустить». И почти все утверждали, что пришли в бизнес практически без копейки стартового капитала. Чудеса, да и только.

Правда, когда из зала стали задавать вопросы по существу, настрой успешных предпринимательниц поменялся – стал более искренним и серьезным. Например, Елена КАЧАЛОВА, владелица и основательница компании «Винный базар» призналась: «У меня в управлении 80 человек, и я чувствую, как моя женственность уходит». И еще: «Когда женщина руководит бизнесом, она начинает развивать в себе мужские качества»; «Улыбки не помогут».

Однако, убеждена Елена, «талантливая женщина умеет переключаться», с учетом того, дома она или на работе. И это, пожалуй, одна из непростых задач женщин-предпринимательниц. «У меня нет детей, я дома просто не бываю», - призналась Елена, и добавила: «Бизнес – это огромная ответственность».

 

Наверно, это и было главным признанием в ходе общения на «круглом столе». Бизнес – дело жёсткое и беспощадное, он не дает скидок на принадлежность к «слабому полу», такова реальность. И всех, кто собирается вступить на путь предпринимательства, ждет именно она, а не умилительные сказки про ловких золушек, водящих за нос партнеров и инвесторов.

Не дает никаких скидок, не разграничивает гендерных отличий и законодательство, отметила Анастасия ЛАРИОНОВА, начальник Управления поддержки малого и среднего предпринимательства Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы. Анастасия привела интересную статистику. За последнее время резко растет доля женщин в управлении крупными международными компаниями. И всё же эта доля остается очень и очень незначительной: в Европе и Азии – всего  3%. «Есть куда расти!» - подытожила Анастасия Ларионова.

 

Интересно, как пишут о развитии бизнеса одной из героинь «круглого стола», Татьяны Боярчук,  в статье про неё: «В результате итальянская компания стала первым производителем, с которым Татьяна заключила договор. А в декабре на заказе оборудования Gefran «Промтекс» заработал первые 100 тыс. рублей — через полгода после старта. «Конечно, это не баснословные деньги и они ничего не покрывали, но я считала себя вундеркиндом бизнеса, у меня все сложилось в этой жизни», — вспоминает она. На деньги от первых клиентов Боярчук и Новотный сняли комнату для работы.

Вместе с первыми деньгами появилась уверенность, что компания идет в правильном направлении, но следующий год выдался для «Промтекс» очень тяжелым: «Мы еле сводили концы с концами. У меня не было ни копейки, и бизнес я построила без денег», — заявляет предпринимательница, вспоминая при этом, что компьютер, принтер и телефон для работы из дома ей купил муж. Расширить штат, взять новых сотрудников — менеджеров с техническим образованием — и выйти на самоокупаемость удалось спустя два года. Тогда же Боярчук начала платить себе зарплату».

 

Первые сто тысяч – только через полгода... Технику купил муж…Самоокупаемость – только через два года… А как жить эти два года?

 

Вот к чему должны быть готовы люди (и женщины, и мужчины), открывающие собственное дело. В известной мере эти люди – настоящие герои, и они имеют право знать правду о том, что их ждет в бизнесе, а не умиляться сказкам золушек.

 

И в этом смысле «круглый стол» очень полезен. Люди приходят на такие встречи за идеями, за вдохновляющими примерами, за опытом – и они их получают. Пусть даже слегка просеивая услышанное, отделяя блеф от реальности.

 Любовь КИЗИЛОВА

Фото «Свой проект»