Создавай уникальное

 Заметки с Московского предпринимательского форума

30 мая 2019

Что делать бизнесу, когда покупательская способность потребителей товаров и услуг падает, а конкуренция нарастает? Особенно актуален этот вопрос для малых и средних предпринимателей, и прежде всего для тех, кто только начинает свой дело. Банальные идеи и решения уже не проходят – надо предлагать рынку нечто новое, уникальное, чего нет у других. Таким был лейтмотив мероприятий, которые удалось посетить в первый день Московской недели предпринимательства, в рамках Московского предпринимательского форума-2019, впервые проходившего  на площадке ВТБ Арена.

Пришли и говорят

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения», - утверждал французский писатель Антуан де Сент Экзюпери. Пожалуй, главная ценность таких  мероприятий как Московская неделя предпринимательства – это возможность общения: и с корифеями бизнеса, и с коллегами-соратниками-конкурентами по своей рыночной нише, и с представителями органов власти, с которыми предоставляется возможность вести диалог напрямую, задавать вопросы, ставить проблемы. В общем, редкий шанс «достучаться до небес»…

Очевидно, где бы ни проводились такие встречи – в строгих деловых центрах, в чопорных роскошных отелях или в необъятном, сумбурном стадионном пространстве, где звуки общения в одном импровизированном «зале» (типа просто расставленных в холле кресел) заглушает грохот музыки из соседнего такого же «зала» -- всё равно эти встречи привлекают людей.  А где ещё предпринимателям пообщаться в таком широком контексте, поделиться наболевшим, взять микрофон и спросить у маститого профессионала, искушенного мэтра бизнеса: что делать, если всё идет не так?

 

Искать баланс интересов

Мэтром, проводившим антиконференцию «Однажды в кафе» был известный человек в мире ресторанного бизнеса – президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь БУХАРОВ. Он сумел построить общение так, что представители ресторанного бизнеса делились самым наболевшим; были, похоже, вполне искренни. Среди рестораторов присутствовали и опытные, ведущие отсчет своей профессиональной деятельности со времен СССР (как, например, партнер в консалтинговом агентстве UnoDosTres Наталья МИЛЕЕНКОВА, на удивление моложавая женщина) и сравнительно молодые, но очень прагматичные рестораторы, уже обладающие изрядным профессиональным багажом (как  основатель федеральной сети баров и клубов Nebar и «Руки Вверх Бар» Павел ЧЕСНОКОВ). Послушать их советы, задать им вопросы – редкая и ценная возможность для начинающих предпринимателей.

В принципе, говорили о проблемах хорошо известных и обсуждаемых на самых разных уровнях – например, об устаревшем регулирующем законодательстве (большинство нормативных актов живет с 50-х годов прошлого века, а иные, по словам Игоря Бухарова, и с 1929-го!) и в этой связи о назревшей «правовой гильотине».

Говорили, в частности, и о «настоящей боли» -- о техрегламентах, которых рестораторы так долго ждали и которые обернулись против них же: контролёры берут продукты прямо из упаковки и проверяют их на соответствие техническим регламентам. Не соответствуют – виноват не производитель продукта, а ресторатор, как ни странно… «В моей практике ни разу продукты не соответствовали техрегламенту», - от столь откровенного заявления Натальи Милеенковой стало даже немного не по себе. А ресторатор платит за такие «несоответствия» по 300 тыс. рублей штрафа…  Тут без вмешательства властей, в том числе законодательных, решить проблему трудно.

 

Но обсуждались и вопросы, которые может решить бизнес в диалоге с потребителем, с населением, обретая разумный баланс интересов. Например, стоит ли размещать рестораны и кафе в жилых зданиях, раздражая жильцов, а подчас и провоцируя так называемый «потребительский терроризм» -- неправомерные требования к бизнесу со стороны тех же жильцов. Бежать надо прочь от жилых зданий – таков совет опытных рестораторов. Зачем размещать ресторан в заведомо неприспособленном месте, создавая проблемы и жильцам, и собственному бизнесу? Найди подходящую площадку для аренды помещения --   тогда и конфликтовать не придется.

Но и тут, предостерегали участники обсуждения, надо смотреть в оба: например, заключая договор аренды с торговым центром, следует внимательно рассматривать и проверять каждый пункт, избегая заведомых «ловушек».

«Под лежачий камень и коньяк не течёт…»

В принципе, надо или самому владельцу бизнеса быть юридически «подкованным», или иметь возможность постоянных консультаций с хорошим юристом. Высокая правовая компетентность, открытое и гласное решение проблем помогает и в противостоянии неправомерным действиям проверяющих, отмечали опытные рестораторы, участники антиконференции «Однажды в кафе». Кстати, её название было вполне оправдано и уместно – участники дискуссии приводили много примеров из практики, обсуждали именно случаи и истории, которые можно было начать словами «однажды в кафе…». При этом звучало немало шуток и анекдотов.

«У нас страна возможностей», «очень классная страна», -- излагал своё кредо Павел Чесноков. Надо только уметь пользоваться имеющимися в нашей стране возможностями. «Ресторанный рынок примерно на 50% состоит из непрофессионалов», - считает он. Поэтому надо присматриваться к убыточным предприятиям и подхватывать их, уметь выкупать выгодно. «Присматривайтесь к убыточным, забирайте за долги», - советовал начинающим предпринимателям Павел Чесноков. И Игорь Бухаров, так и сыпавший профессиональными прибаутками, тут же подытожил: «А под лежачий камень и коньяк не течёт».

Павел Чесноков дал начинающим ещё один совет – «партнёриться с медийными лицами», но не с любыми: «Важно выбрать артиста под целевую аудиторию». У самого Павла целевая аудитория – 30-40-летние клиенты.

Чем будем рынок удивлять?

И наконец, самый главный совет от опытных участников «антиконференции»: ресторанный рынок – это индустрия «суперконкурентная», и если не можете предложить ему ничего нового, лучше отдайте деньги хорошему инвестиционному брокеру.

Насчёт инвестиционного брокера, пожалуй, тоже стоит поостеречься (если сам не разбираешься в фондовом рынке), а вот относительно новизны, эксклюзивности предложений, идей, услуг – тут в самую точку. Если у тебя нет УТП (уникального торгового предложения) – бизнес начинать не стоит, об этом писали классики ещё в прошлом веке. А сегодня это звучит как никогда актуально.

 

Ваш путеводный сервис

Все помнят и сказку, в которой клубочек, предоставленный Бабой-Ягой, ведет героя в заданном направлении; и древнегреческий миф про Ариаднину нить, которая вывела героев из лабиринта, спасла от страшного Минотавра. И клубочком, и Ариадниной нитью призван стать для предпринимателя в лабиринте современного бизнеса интернет-сервис «Навигатор». Он даже круче этих волшебных навигационных ресурсов: и помещение для аренды найдет, и бизнес-план сочинит, и контрагента на добросовестность проверит…

Недаром АО «Корпорация МСП» представляла функциональный спектр «Навигатора» в рамках трека «Возможности»: действительно, потенциал возможностей раскрывается довольно широкий. О нем рассказывали генеральный директор ГБУ «Малый бизнес Москвы» Андрей ЖЕЛЕЗНЯКОВ и старший советник Корпорации МСП Алексей ВИЛКОВ. Сообщили о собственных впечатлениях и люди, которые лично испытали «Навигатор» в деле. При этом они делились своим предпринимательским опытом и давали советы начинающим – вот это и было самым интересным.

«Кис–Пис» на экспорт - ответ санкциям

В частности, сорвал аплодисмент предприниматель из Подмосковья, который занимается переработкой разнообразных отходов, в том числе и бутылочного пластика; делает из этого вторсырья кошачьи туалеты и аксессуары для них. Вся эта продукция называется «Кис-Пис». Владелец честного и конкретного бизнеса намерен продавать свою продукцию в США – «наш ответ на санкции», пояснил он под одобрительный смех аудитории. ««Кис-Пис» с этого года начал приносить деньги -- через пять лет», - доверительно сообщил предприниматель, помахивая ярким малиновым совочком для кошачьего туалета.

Новая затея -- строить модульные гостиницы из морских контейнеров: «на автотрассах, для тех, кто приезжает на автомобилях в Москву», пояснил находчивый подмосковный парень. Благодаря таким людям рынок идей не оскудеет, это точно.

На вопрос начинающих предпринимателей о том, какой бизнес в Москве самый перспективный, организаторы этой презентации ответили примерно так же, как и участники антиконференции рестораторов: «Предлагайте что-то уникальное, своё».

Остается в заключение привести фразу Алексея Вилкова: «Экономика держится на малом и среднем бизнесе». Чтобы услышать это, стоило посетить ВТБ Арену. А ведь это только начало Московской недели предпринимательства… Что будет дальше – расскажем.

Любовь КИЗИЛОВА

Фото «Свой проект»

Для справки

Имена победителей московской бизнес-премии "Прорыв года" в восьми номинациях объявили на церемонии награждения на сцене "ВТБ Арены", сообщает ТАСС

 

«Почетный стартап года» (предприниматели старше 55 лет) получил 72-летний Анатолий КИРСАНОВ. Его компания предлагает оборудование, работающее на основе использования возобновляемых источников энергии для автономного тепло- и электроснабжения.

 

Валентино БОНТЕМПИ был назван "Иностранным предпринимателем года" за успех в сфере ресторанного бизнеса.

Лауреатом номинации "Экспортер года" стал Герман МУРАВЬЁВ. Предприниматель занимается разработкой охранного робота под названием "Трал патруль", выполняющего функции системы слежения.

 

Наталия ЛИНЬКОВА - победительница номинации "Социально ответственный бизнес года". К успеху ее привел сервис индивидуального подбора нянь "Бабушка на час".

 

Производство фармацевтических субстанций принесло Ирине КУЗЬМИЧ победу в номинации "Возвращение года" (бизнес, который смог выйти в рост после убытков).

 

"Франшизой года" названа спортивно-обучающая программа Руслана БАШИРОВА.

 

Татьяна ЗУБОВА стала "Мамой - успешным предпринимателем года", компания которой создает уникальные лекарственные препараты.

 

Дмитрий СТЕПАНЕНКО был назван "Молодым предпринимателем года", награду ему принес успех в разработке программного обеспечения.

 

Московская неделя предпринимательства (с 27 по 31 мая), организованная правительством Москвы и столичным департаментом предпринимательства и инновационного развития, проходит в городе уже во второй раз, напоминает ТАСС.

Это самое крупное деловое событие для московского малого и среднего бизнеса. В этом году повестка недели была сформирована исходя из пожеланий самих предпринимателей. Проходят панельные дискуссии и круглые столы по самым актуальным вопросам бизнеса.