В мире грёз и инвестиций

«Деловая Россия» идёт в кино

16 декабря 2018

Улучшить образ отечественного предпринимателя в кино, помочь кинопроизводителям и инвесторам найти друг друга, застраховать вложенные в кинобизнес деньги от потерь – такие задачи обсуждались в четверг на совместном заседании федерального Комитета «Деловой России» по развитию индустрии кино и телевидения и Комитета индустрии кино и телевидения московского отделения "Деловой России".

Слабое звено

Объединить усилия кинопроизводителей и бизнеса, «найти какие-то новые механизмы для привлечения средств в кино» - так сформулировал одну из задач ведущий заседания, сопредседатель Комитета «Деловой России» по развитию индустрии кино и телевидения, член совета директоров продюсерской компании «Фетисов Иллюзион» Игорь ПЫЛАЕВ.

Кроме того, «Деловая Россия» считает необходимым создать механизм страхования инвестиций от незавершенного производства кино. «Если продюсер срывает сроки, инвестор получает страховку», - пояснил Игорь Пылаев.

Кинопродюсер, председатель Комитета индустрии кино и телевидения московского отделения "Деловой России" Александр ИЗОТОВ говорил о необходимости наладить коммуникации между кино и бизнесом; по его словам, это «у нас сейчас самое слабое звено».

В узком кругу

О поддержке кино со стороны государства Александр Изотов сказал так: «Государство активно финансирует кино, но как это происходит, знает только очень узкая группа людей».

 

«Есть ещё такой формат как господдержка», но для проектов с небольшим бюджетом не стоит привлекать государственные средства, поскольку это создателей фильма «расслабит», - заметил продюсер компании «Renovatio Entertainment» Георгий МАЛКОВ. Получается, что крупные мэтры, ваяющие кинополотна с размахом, могут пользоваться господдержкой, их это не расслабит, а если ты новичок в кино, пусть даже с талантом и свежими идеями – ищи деньги сам, не расслабляйся…

 

На вопрос одного из приглашенных на заседание о «технологии продажи фильма на телевидении», Георгий Малков ответил просто: «Тут нет технологии». Что касается телефильмов, то здесь принцип простой, ответил он, – «они по заказу».

 

Задавший вопрос человек не унимался: «Личные связи – и всё?» Прямого ответа он не получил.

В принципе, отсутствие ответа можно считать  подтверждением кулуарного характера отбора фильмов для телевидения. Видимо, недостаток здоровой конкуренции и приводит к дурному качеству. Изо дня в день ведущие телеканалы кормят нас сериалами,  штампованными по шаблону, банальными мелодрамами с предсказуемым сюжетом, незапоминающимися героями, незатейливой режиссурой, примитивными сюжетами и заурядными исполнителями ролей.

 

О популярности фильмов, демонстрируемых в прокате, можно судить по статистике, которую привёл Георгий Малков: из 130 картин, вышедших в этом году в России на экран, коммерческий успех имели только 16.

 

Let’s снимать кино по-русски!

Как одна из приоритетных прозвучала на заседании задача улучшения образа отечественного предпринимателя – достойнейшая задача, долгожданная мечта.

Решать её призван конкурс короткометражных фильмов «Let’s short!». Правда совершенно непонятно, почему конкурс российского кино о российских предпринимателях называется по-английски. Это полностью дискредитирует хорошую идею.

Продюсер, представивший конкурс, в анонсе мероприятия обозначен как «глава компании «Царь Pictures» Александр Изотов, который много лет работал в Голливуде». На сайте  izotov.com  можно прочитать, что «Царь pictures» специализируется «на производстве полнометражных документальных и художественных фильмов голливудского формата». Возможно, многолетняя привычка к Голливуду и сказалась в несуразном названии русского конкурса.

Мы не должны копировать голливудский формат, голливудские названия! Интереснее и достойнее создавать собственные форматы, отражающие нашу самобытность, поднимающие пласты нашей уникальной культуры, до которых «фабрике грёз» -- как до Луны.

В этом плане надо поддержать высказывание одного из участников заседания – первого вице-президента Национальной технологической палаты, предпринимателя Владимира ЮРТЕЕВА: «Голливуд – это фабрика звёзд, фабрика грёз, но я не думаю, что это фабрика справедливости».

 

Владимир Юртеев произнес почти запретное сегодня слово «идеология» и добавил: а если востребована идеология, «то вам понадобятся пропагандисты и организаторы». Возник логичный вопрос: «А кто организатор этого конкурса?» Организатора оказалось найти непросто.

««Деловая Россия» в данном случае коммуникационная площадка», - уклончиво ответил ведущий заседания Игорь Пылаев.

Однако в презентации конкурса Let's Short, в разделе «Организаторы конкурса», прямо указано: «Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» - союз более 3 тыс. российских предпринимателей, работающих в несырьевом секторе экономики». В другой части этой же презентации, а также в «Официальных правилах» проведения конкурса написано: «Организатор: Кинокомпания «Царь Pictures».

Кто организатор, каковы механизмы привлечения денег для финансирования призов – ни из представленных документов конкурса, ни из комментариев на заседании не поймёшь. Утешает, что  по словам организаторов прошедшего заседания комитета, эти документы носят «рабочий характер» и будут дорабатываться.

 

Опять в кино

Мы живём в открытом мире, открыты миру, не зашорены и не завешены «железным занавесом» (да это и невозможно при современном уровне информационных технологий). Но нам нужна своя правда, и мы должны иметь свой ответ на великий вопрос очень русского киногероя: «В чём сила, брат?». Без этого наше кино будет либо откровенно сдирать сюжеты, сценарии и режиссёрские  приёмы с чужих образцов, либо шлёпать поверхностные поделки на «отечественном материале». И о герое национального кино придётся говорить словами отрицательного персонажа из бессмертного фильма Станислава Говорухина: «Фраерок-то пустой…».

 

Есть надежда, что этого не произойдёт, что наше кино и его герои наполнятся собственной правдой и силой. И потому, несмотря на некоторые досадные неувязки, всё же радует, что «Деловая Россия» опять идёт в кино – одна из четырёх ведущих бизнес-организаций страны вновь обратилась к проблематике кино, ищет пути его поддержки.

Обратилась «вновь» - потому что уже были такие попытки. Совсем недавно, и вполне успешные. Жаль только, что оказались брошены на полпути. В мае прошлого года на площадке «Деловой России» прошло интереснейшее действо – фестиваль неигрового кино о предпринимателях «Созвездие созидателей». Блеснули талантами молодые сценаристы и режиссеры, в том числе из регионов страны. Показали искренние, трогающие душу короткометражки о современных предпринимателях и об их великих предшественниках  -- русских промышленниках, купцах, меценатах. Был и конкурс, и награждение победителей. Поддержали новый фестиваль известные персоны из мира кино – например, Александр МИХАЙЛОВ.

Кому это всё могло не понравиться? Почему проект не продолжился? «Там нет денег», - ответил Игорь Пылаев на вопрос «Своего проекта». ««Деловая Россия» денег не даёт, это площадка», -- пояснил Глеб ФЕТИСОВ, председатель Комитета «Деловой России» по развитию индустрии кино и телевидения.

На продолжение фестиваля «Созвездие созидателей» денег не нашлось. Однако предполагается, что найдутся на  поддержку конкурса с английским названием Let's Short, который ставит в принципе ту же задачу, что и успешный прошлогодний фестиваль – формирование положительного образа предпринимателя. Такой подход выглядит несколько бессистемно – какой-то последовательной позиции, стратегической линии не просматривается…

Что ж, остается пожелать – пусть будет много фестивалей и конкурсов, хороших и разных. Как  сказал китайский император Цинь Шихуан, «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ». И пусть эти конкурсы помогут талантливым творцам кино правдиво раскрыть личность отечественного предпринимателя.

О, мой герой…

Александр Изотов говорил правильные слова о необходимости создания положительного образа отечественного предпринимателя в нашем кино. Однако сам этот образ продюсер представляет как довольно устаревший стереотип, - наверно, это тоже от долгой работы в Голливуде.

 

В глазах г-на Изотова образ современного предпринимателя в сегодняшнем российском кино – это «хорошо одетый человек в галстуке, сидит в Москва-Сити…»; это «человек, который что-то украл»; «я не помню ни одного фильма, где бы предприниматель не был подлецом и негодяем».

 

Пожалуй, такой образ предпринимателя на экране остался в прошлом, он не актуален. Сегодня другая беда: предприниматель часто предстаёт в нашем кино как человек приличный и порядочный, заряженный на позитив, однако выглядит недостаточно сильной личностью – да и вообще не выглядит личностью. Он не достаточно умный, чтобы бороться со злом, его всяко шельмуют, обманывают все кому ни лень (особенно, если это женщина-предприниматель - добрая и симпатичная, но почему-то полная дура). Киношный герой-предприниматель не наделён характером, лишён яркой индивидуальности,..  Эти образы какие-то ходульные, схематичные. Они не запоминаются,  они далеки от реальности, в них не веришь. В общем, они просто – не герои! А такие герои нужны, и они существуют, их прототипы ходят по улицам.

 

Не надо ни демонизировать, ни оглуплять и профанизировать образ предпринимателя – он этого не заслужил. Надо понимать, чувствовать весь драматизм и накал его существования; видеть ту выкладку, с которой он работает; те жёсткие условия, в которых он строит свой бизнес, свою судьбу и жизнь своих близких. Показывать тот огромный груз ответственности, который он тащит на своих плечах и который раздавливает многих (средний возраст существования компаний малого бизнеса – два-три года, потом смерть). Показывать тех, кто выживает -- объяснять,  благодаря и вопреки чему… Короче, надо знать и уважать своего героя, а не лепить дешёвые стереотипы.

 

Быть храбрыми -- собственным сердцем

В интервью РИА Новости в 2012 году продюсер Георгий Малков говорил о своих зрительских предпочтениях так: «Для просмотра с дочерью я выберу очередной голливудский блокбастер, типа "Храбрая сердцем", а для себя – скорее Вуди Аллена». 

 

Безусловно, за шесть лет, прошедших после этого интервью,  что-то изменилось и в нашем кино, и в нашем отношении к нему, и в нашем сознании. По крайней мере, есть надежда, что может измениться. Уже сам факт проведения в «Деловой России»  встреч, подобных той, что прошла в минувший четверг, внушает оптимизм.

Дай Бог, чтобы при поддержке «Деловой России» и бизнеса-сообщества в целом наш кинематограф не только сумел привлечь  деньги, но и создать на них подлинно российские фильмы, выражающие национальную сущность, воплощающие национальную культуру, национального героя. Фильмы, которые будут интересны и широкому зрителю, и самим профессионалам большого российского кино.

Любовь КИЗИЛОВА

Иллюстрации:

вверху – настоящие герои не умирают; портрет Сергея Бодрова в образе Данилы Багрова из фильма «Брат» на московской пятиэтажке (фото gradnews.ru );

внизу – заседание в «Деловой России» (фото «Свой проект»).

  • Grey Vkontakte Icon
  • Grey Google+ Icon
  • Grey Twitter Icon
  • Grey LinkedIn Icon
  • Grey Facebook Icon

© 2023 Деловой подход.  Сайт создан на Wix.com