«Вам надо объединиться!»

Московские производители готовятся к борьбе за место

в торговых сетях

24 октября 2018

Как столичным производителям, в том числе небольшим компаниям, найти свое место на полках крупных торговых сетей? Проблема приобретает всё большую остроту. Предприниматели переходят от слов к делу.  Они  готовят пакет предложений по нормализации отношений с торговыми сетями. Эти предложения обсуждались во вторник на встрече производителей с руководством Московской конфедерации промышленников и предпринимателей.

Драматичный список

Встреча, формат которой был обозначен довольно рутинно, – «Заседание рабочей группы по подготовке совещания по вопросу реализации товаров московских предприятий через торговые сети» - прошла, как говорится, на высокой публицистической ноте. Всех достала нарастающая монополизация крупных торговых розничных сетей, и производители товаров откровенно высказывались  по актуальной теме.  

 

Как пояснила ведущая встречи заместитель председателя МКПП (р) Ольга ТЕРЕНЬЕВА, в июле Конфедерация направила мэру Москвы Сергею СОБЯНИНУ пакет предложений по расширению поддержки производителей столицы. Одно из направлений, по которым мэр дал соответствующие поручения – «нормальное взаимодействие между торговыми сетями и производителями».

 

Чтобы выстроить «нормальное взаимодействие», на встрече во вторник производители и начали обсуждать свои предложения. Перед каждым из участников на столе лежал листок с перечнем проблем, которые существуют во взаимодействии с крупными торговыми сетями: «Розничные сети взимают плату за вход»; «Часто сети требуют делиться прибылью»; «В договорах предусматривается залог и рассрочка оплаты продавцом»; «Проблемы при расчетах – задержка выплаты поставщику за уже реализованный товар»; «Большой срок рассмотрения  предложений поставщика (2 – 3 месяца)»…

 

Представители компаний рассказывали о том, какие из проблем этого перечня их затрагивают. Говорили и о тех, которые не упомянуты в этом драматичном списке.

Товар – перекупщик - навар

Генеральный директор ООО «Кунцево-Электро» Валерий МОЛОЖАЕВ заявил: «Сети нас к себе не берут! Готовы работать с нами только через перекупщика»; «Напрямую мы ни с кем не попадаем». В итоге деятельности посредников цены производителей повышаются кратно. «Если положение не изменится, надо будет сокращать (производство) на 50%», - подытожил Валерий Моложаев.

 

В торговые сети «Кунцево-Электро» не пускают, зато активно используют в качестве витрины для демонстрации социальных достижений. Только в этом году, рассказал гендиректор, на предприятии побывало шесть иностранных делегаций, в том числе из Берлина, Японии, Лондона, от компании Би-Би-Си. Дело в том, что «Кунцево-Электро» - наиболее крупное производственное предприятие Москвы, применяющее труд инвалидов. Здесь их работает 191 человек при общей численности  344. Предприятие не только дает возможность этим людям зарабатывать на жизнь,  но и обеспечивает их социальную адаптацию.

 

«Кунцево-Электро» основано в 1959 году, причем работает на собственных площадях, построенных в 60-х годах за собственные средства. Производит продукцию только эконом-класса. Как ни взгляни – предприятие не только успешно в производственном плане (выпускает 5 млн. штук электроустановочных изделий в год), но и социально ориентировано. Решение проблем занятости, доступности товаров для массового потребителя -- здесь не пустой звук, не просто лозунг.

 

Может быть, для Би-Би-Си этот уникальный опыт и интересен, но для мощных торговых сетей – как-то не особенно. Похоже, и для регуляторов тоже: продукция предприятия, где более 50% инвалидов, относится к социально значимым товарам, напомнила Ольга Терентьева -- значит, предприятию полагаются льготы. Однако, по словам гендиректора, «те льготы, которые прописаны, реально не работают».

 

О подобных проблемах говорил и генеральный директор ООО "Московское ПО "Металлпластизделие" Сергей МАЛАЙ, где работают инвалиды по зрению. «Мы испытываем трудности в реализации продукции, хотя она и востребована», - констатировал гендиректор. Сети берут продукцию только через посредников: «Предлагаем сетям на 30% ниже, чем наши посредники, но получаем отказ».

 

Возникает вопрос: кому выгодна такая система розничной торговли? Очевидно - ни производителю, ни потребителю, ни обществу.

 

«Откуда они всё это везут?»

Вот другой пример. У обувной фабрики «Парижская коммуна» нет проблем со входом в сети, зато есть другая – недобросовестная конкуренция. Представитель фабрики пояснила: на детскую обувь у отечественных производителей есть строгий техрегламент, и он соблюдается. «А что мы видим в сетях? Обувь, которая не соответствует никаким техрегламентам. Откуда они всё это везут? Как Роспотребнадзор всё это пропускает?», - вопросы явно риторические.

 

Про одну из крупных сетей представитель фабрики рассказала: «Поборы, бонусы всевозможные»; «Вызывают по одному и говорят: мы недобрали энную сумму, раскидали по всем поставщикам - и все взяли счётики и пошли оплачивать…». Комментируя выступление представителя «Парижской коммуны», Ольга Терентьева тут же дала оценку такой системе: «Это завуалированные откаты».

 

Коммерческий директор ЗАО «Черемушки», известного производителя женского белья, признал: «С «Ашаном» работали хорошо, всё продалось, но выкатили невозможные условия». В результате «Черемушки» пошли по пути создания собственной  розничной сети: помимо центрального магазина фабрики на Нахимовском проспекте, есть ещё несколько торговых точек по Москве и Московской области, действуют представители в регионах: в Калужской области, в Ростове-на-Дону, в Самаре (см. сайт компании).

 

Пробиться в торговые центры столицы (причем с качественным бельем, с широким модельным, цветовым и размерным рядом) «Черемушки» не могут. По словам коммерческого директора, «некоторые торговые центры говорят: мы с московскими предприятиями вообще не работаем – хотя у них очевидно есть свободные площади». «Дайте нам возможность войти в торговые центры», - заявил представитель фабрики.

 

Не рады в крупных сетях и представителям малого бизнеса. Как отмечается в прошлогоднем обзоре ТАСС, "крупные игроки, в основном — жесткие дискаунтеры, вытесняют с рынка небольшие региональные сети, приветливые к малому и среднему бизнесу". 

Исполнительный директор компании HERBARIUM Светлана МИРОНОВА отметила недоступность  для малого бизнеса  торговых площадей в крупных торговых центрах: «Аренда – реально неподъёмные деньги». По мнению Светланы, было бы правильно предоставить малым компаниям «какие-то умеренные условия по аренде».

 

И ладно бы, не хватало в торговых центрах площадей – так ведь нет. Просторные торговые комплексы пустеют день ото дня, и вовсе не из-за необычно теплой осени, вопреки утверждениям некоторых экспертов. Просто людям не с чем ходить по бутикам – покупательная способность населения падает.

 

В мире парадоксов

Немного отвлечемся. Вспоминается, как в период работы над федеральным законом о торговле ("Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации") его разработчики и эксперты в один голос декларировали  рыночную концепцию документа, рыночный подход. И это звучало вполне логично – ведь мы живем в условиях рынка (или, по крайней мере, думаем, что это так). Но разве система торговли, порожденная в результате, является рыночной?

 

Вновь вспоминается анекдот про переход на гражданские рельсы оборонного предприятия: и чертежи поменяли, и людей обучили, и новое оборудование запустили – а в результате всё равно вместо мясорубки получается автомат Калашникова…

 

Откуда такие сплошные парадоксы в нашей экономической реальности: и закон о торговле – рыночный, и закон о промышленной политике – правильный, и призывы к развитию малого бизнеса – громкие. А жизнь катится по старой формуле - «Хотели как лучше, а получилось как всегда»: НДС повысили; промышленные предприятия не знают, куда приткнуться со своей продукцией; малая торговля отмирает, на ее месте взрастают «рынки выходного дня» с помидорами по триста рублей в разгар сезона…

 

В рынке у игроков должны быть как минимум равные возможности вхождения, равные условия участия в экономической деятельности.  Должна быть реальная конкуренция. И вот что говорили на прошедшей  встрече о конкуренции представители производства.

 

Евгений БРОНШТЕЙН, генеральный директор ООО «СПРИНТ-ПЛАСТ»: «Вся московская торговля монополизирована».

 

Арсен ДОЛОНЦ, заместитель гендиректора АО «Свобода»: «Дискуссия о торговых сетях идёт пять лет, сети за это время подросли».

 

Сергей НОВИКОВ,  исполнительный директор ОМКПП(р) в ЗАО: «Считаное количество предприятий вошло в сети – просто ставят барьер непреодолимый».

Выход только один: по словам одного из участников встречи, «создавать равные условия и стимулировать создание новых игроков».

«Взывать к совести бесполезно»

Как же создавать этих новых игроков? По словам Ольги Терентьевой, «основа для реального воздействия – только нормативное регулирование, только экономические рычаги; взывать к совести бесполезно». И это очевидно.

 

Однако какими должны быть эти рычаги, чтобы они не противоречили требованиям рынка?

Надо ли вводить квоту на доступ к крупным сетям для предприятий малого и среднего бизнеса? Надо ли вводить квоту на доступ к крупным сетям отечественных предприятий? Надо ли стимулировать создание новых сетей? Надо ли ограничивать уровень торговых наценок?

 

Надо ли добиваться от импортных поставщиков соответствия российской планке качества,  

действующим в стране техническим регламентам? На все эти вопросы и предстоит ответить в ходе подготовки  к совещанию.

«Вам надо объединиться и дать предложения по закону о торговле, по статье 12», призвала Ольга Терентьева предпринимателей (имеется в виду статья «Меры поддержки российских производителей товаров» закона «О торговой деятельности в городе Москве (с изменениями на 29 ноября 2017 года)»).

Очевидно, производителям действительно настало время объединиться для защиты своих интересов, создать некий аналог цеховых союзов, которые существовали ещё в средние века. Как отмечает один из источников, «были, когда-то, в том числе и в нашей истории, примеры регулирования рынка в интересах местного бизнеса. В дореволюционной России существовали купеческие гильдии, и любой «пришелец», заходящий на территорию, должен был предварительно согласовать свой бизнес, и не с губернатором или чиновниками, которых можно купить, а с местными предпринимателями».

 

Очевидно, настало время изучить всё лучшее, эффективное в современном и историческом мировом опыте торговли, продвижения продукции. И конечно, проанализировать  и воспринять лучший опыт использования потенциала малых предприятий, которые в развитых странах получают реальную поддержку.

Любовь КИЗИЛОВА

Фото «Свой проект»

Для справки

По данным мониторинга  "Опоры России", весной 2017 года наценка на продовольствие в торговых сетях составляла до 50 – 70%, еще в 2016-м году была меньше — 25–40%.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/4561739