Выбирай, но осторожно

Азбука налогообложения: не делать типичных ошибок

18 января 2017

В  среду на очередном бесплатном обучающем семинаре в ГБУ «Малый бизнес Москвы» (ЗАО) начинающие предприниматели узнали, как избежать наиболее распространенных ошибок, связанных с налогообложением.

Тема настолько насущная, что, пожалуй, такие семинары надо проводить вновь и вновь, охватывая полезными знаниями как можно более широкий круг действующих и потенциальных бизнесменов.

 

Ведущий, семинара, генеральный директор ООО «Центр Геммерлинга» Иван ГЕММЕРЛИНГ сделал обзор всех видов систем налогообложения, доступных юридическим лицам и ИП, провел сравнительный анализ этих систем, а также скрупулезно, по пунктам разобрал все наиболее типичные ошибки предпринимателей.

Казалось бы, некоторые из этих ошибок кажутся очевидными (ну как, например, можно работодателю «забыть о налогах на ФОП» - оплаты труда?). Однако людям свойственно постоянно наступать на одни и те же грабли -- именно поэтому, подчеркнул Иван Геммерлинг, весь семинар и был посвящен «разбору типовых ошибок».

И главная, с которой все начинается – это неправильный подход к выбору самой системы налогообложения. При этом имеет место ошибка №1 – «отсутствие бизнес-плана». Причем, настоящего бизнес-плана (что встречается крайне  редко), а не  поверхностных прикидок. Отсюда -- недостаток информации, без которой невозможно понять, какую организационную форму должен иметь ваш бизнес: ООО или ИП. К этой информации, например, относятся вопросы, связанные с планом по выручке, материальными и «прочими» затратами (типа рекламы и бухгалтерских услуг), фондом оплаты труда, территориальным расположением объекта бизнеса, параметрами помещения.

 

Скажем, расположение – казалось бы, не все ли равно, в каком из округов Москвы находится ваше место деятельности? А между тем, от этого зависит, например, размер торгового сбора или стоимость патента.

 

Ошибка №2 – «выбор между ИП и ООО из соображений солидности». Действительно, нередко предприниматели выбирают форму юрлица, а не ИП, руководствуясь соображениями престижа, статуса, а отнюдь не анализом плюсов и минусов каждой из этих двух форм. И ведущий семинара по полочкам разложил эти плюсы и минусы.

В частности, среди минусов ООО были названы сложности регистрации и ликвидации, необходимость ведения бухучета, большие суммы штрафов и меньший доход. А минусы ИП в том, что предприниматель отвечает по возможным искам своим личным имуществом, обязан платить страховые взносы даже в случае отсутствия деятельности. Есть для ИП и ограничения по видам деятельности.

 

Вот, например, страховые взносы: по мнению ведущего, «суммы там не такие катастрофичные». Если  точнее, то это фиксированный платеж, уплачиваемый раз в год. Он складывается из взноса в Пенсионный фонд (ПФ), который в 2018 году составляет – 26 545 рублей и в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) – 5 840 рублей. Итого – 32 385 рублей. Эти деньги надо отдать, даже если ИП в данный момент ничего не делает не получает никаких доходов.

 

Попутно заметим, что в 2017 году платежи в ПФ и ФОМС составляли соответственно

 23 400 рублей и 4 590 рублей, в сумме – 27 990 рублей. Как видим, эти взносы выросли в наступившем году на 4 395 рублей, то есть на 15,7%. При этом, по данным Центробанка, годовая инфляция в России в настоящее время замедлилась до 2,3% (http://tass.ru/ekonomika/4882874).

 

Кроме взносов в ПФ и ФОМС, ИП должен уплачивать в качестве страховых взносов 1% от выручки свыше 300 тыс. рублей (в сумме эти взносы не должны превышать 212 360 рублей). Причем, нет точного понимания – свыше выручки или свыше прибыли: Минфин считает, что речь идет о выручке, а по мнению Верховного суда здесь должна учитываться прибыль.

 

Но вернемся к семинару. Ведущий обстоятельно рассказал об общем режиме  налогообложения (по его словам, с «навороченной системой учета») и иных режимах: упрощенной системе, едином налоге на вмененный доход, патенте. Причем, были рассмотрены все доступные виды налогообложения и для ООО, и для ИП, со всеми нюансами и особенностями.

 

Например, в перечне видов деятельности, которым доступен патент, отсутствует изготовление ювелирных изделий, но зато есть «изготовление металлоизделий». Могут ли ювелиры работать на условиях патента? Ответ на этот вопрос непростой. Ведущий семинара посоветовал ювелирам обращаться с официальным письменным запросом в Минфин и получать заключение именно по своему конкретному случаю, а не руководствоваться какими-то аналогичными примерами из практики. «Пользоваться этим списком нужно творчески», - заметил ведущий семинара в отношении перечня видов деятельности, которым разрешен патент. 

 

Были детально рассмотрены и отдельные налоги – в том числе те, которые должен уплачивать работодатель. Надо признать, что они сегодня совершенно неподъемные: 13% - налог на доходы физичесих лиц (уплачивается работодателем из доходов работника за минусом вычетов) плюс страховые взносы в социальные фонды, в сумме составляющие 30%. Итого – 43%! То есть соотношение между средствами, выплаченными работнику, и отданными за него в бюджет, составляет около 2:1. Попросту получается, что почти на каждую тысячу рублей, выданную работнику, почти 500 рублей платится в бюджет.

 

Поэтому ведущий семинара советует не допускать таких типичных ошибок: не забывать о вычетах из базы доходов физлица-работника для уплаты НДФЛ; не забывать о льготах по страховым взносам (предусмотренных статьей 427 Налогового кодекса РФ). Речь идет о льготах для предпринимателей, занимающихся производством и интеллектуальной деятельностью.

 

Конечно, трудно перечислить здесь все 22 типичные ошибки, рассмотренные в рамках двухчасового семинара, прошедшего в интенсивном ритме, насыщенном концентрированной информацией (она была представлена слушателям в розданных материалах). Главное – это выводы, которые сделал ведущий по итогам проведенного анализа. Они таковы.

 

«Выбор системы налогообложения и формы ведения предпринимательской деятельности сильно влияют на финансовые результаты.

Налоговая система РФ разнообразна и сложна.

Выбору системы налогообложения необходимо уделить должное внимание на этапе подготовки и регистрации».

 

В заключение упомянем, что в нашей стране, при все разнообразии налоговых режимов, остается неурегулированным вопрос о налогообложении так называемых самозанятых граждан - а их, по некоторым экспертным оценкам, около 20 млн. человек (общая численность населения – 146,5 млн. человек). Те поправки к Налоговому кодексу РФ, которые были приняты в ноябре 2016, эффекта не дали: легализовалось всего 595 самозанятых граждан.

Чтобы они в массовом порядке вышли из тени и начали платить налоги в какой-то форме, она должна быть доступной, стимулирующей к легализации. Это было бы выгодно и гражданам, и казне.

Как известно из сообщений СМИ, уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей Борис ТИТОВ предложил предоставить этой категории граждан статус индивидуального предпринимателя без права найма. В соответствии с этой моделью, самозанятые должны получить возможность работать по патенту стоимостью от 10 тыс. рублей в год. При этом их регистрацию в налоговой службе как ИП предлагается проводить в уведомительном порядке, поскольку они должны освобождаться от налоговой и статистической отчетности.

Такой режим Борис Титов предложил распространить на 45 видов деятельности. В их числе ремонт жилья, пошив швейных изделий, парикмахерские и косметические услуги, ремонт бытовой техники, услуги дизайнеров и поваров на дому, торговля вразнос.

Пока судьба этих предложений неизвестна.  Что касается действующей налоговой системы, то она остается несовершенной. Вопреки заявленным приоритетам, налоги и платежи продолжают ползучий рост – что видно хотя бы на примере страховых взносов ИП. 

Любовь КИЗИЛОВА

Фото "Свой проект"