За красивой  вывеской

Демонтаж без уведомления

05 июля 2019

«Хотите сделать вывеску для привлечения клиентов? Дизайн вывесок необходимо согласовывать. Это нужно для того, чтобы облик Москвы был целостным», - разъясняется на сайте ГБУ «Малый бизнес Москвы»

Целостный облик города – это замечательно. А как сделать, чтобы за внешним лоском, за красивой вывеской благоустроенной столицы не терялись интересы бизнеса? Это обсуждалось в ходе «Часа предпринимателя», прошедшего в четверг на площадке  Meeting Point.

За счёт предпринимателя

Встречу малого бизнеса и столичных властей организовал Штаб по защите бизнеса при поддержке Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы и ГБУ «Малый бизнес Москвы». Разговор шёл «о правилах и предлагаемых новых подходах к размещению и демонтажу информационных конструкций (вывесок)».

Собственно, правила не такие уж и новые - постановление правительства Москвы № 902-ПП «О размещении информационных конструкций в городе Москве» было принято 25 декабря 2013 года. Его требования должны были выполняться поэтапно: до 1 мая 2014 года – в отношении вывесок, размещенных «в пределах внешних границ Садового кольца»; до 1 января 2015 – «в пределах внешних границ Третьего транспортного кольца»; до 1 июля 2017 «на иной территории» Москвы.

«Главное нововведение правил – теперь не нужно получать от чиновников ранее обязательное разрешение на установку информационной конструкции. Любая компания может разместить на здании, которое она занимает, одну вывеску, но она должна соответствовать изложенным в постановлении требованиям», - отмечалось в комментарии РБК в декабре 2014 года.  

В постановлении № 902 подробно расписаны требования к вывескам. Предусмотрено, что при нарушении требований власти могут их  демонтировать, причём за счёт владельца. Кроме того, владелец должен ещё и возместить ущерб, который вдруг причинят  в ходе принудительного снятия «неправильной» вывески.

Замысел понятен: создать единообразный и цивилизованный вид городских вывесок. Это можно только приветствовать. Но интересы их владельцев остались за кадром, а формы и механизмы исполнения постановления №902 возмущают предпринимателей.

В документе объемом более ста страниц не нашлось места для нормы об уведомлении владельца «неправильной» вывески о предстоящем демонтаже. В итоге -- убытки бизнеса. Самыми уязвимыми оказались малые компании; для них ощутимы и затраты, связанные с демонтажем вывесок, и потеря клиентов в результате внезапного обезличивания. Для многих малых компаний остаться даже на пару месяцев без вывески – значит прийти в упадок. Получается, внешний лоск достигается за счет предпринимателя.

Есть случаи восстановления незаконно снятых вывесок. В январе 2017 года сообщалось, что в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей Москвы поступила жалоба индивидуального предпринимателя на действие сотрудников ГКУ «ГОРИНФО», которые 23 декабря 2016 года произвели демонтаж информационных пластмассовых вывесок «Молоко, Овощи» и «Мясо, Кулинария». С помощью правозащитника вывески водворили на место, причем усилиями того же «ГОРИНФО».

Но это лишь отдельный пример. Потери бизнеса, пусть даже и на законных основаниях, немалые. Вот что сообщал РБК в конце 2014 года: «Гендиректор сервисного центра «Вывеска» Юрий Масленников оценивает расходы на производство стандартной вывески с подсветкой 0,5 х 6 м в 250 – 300 тыс. руб., ее установка – еще около 50 тыс. руб. Если так, общие затраты владельцев на изготовление и установку новых, соответствующих правилам вывесок могут составить 4,4 – 5,2 млрд руб.». 

 «То ли её украли, то ли демонтировали…»

Очевидно, в результате недовольства бизнеса и было решено провести встречу, посвящённую горячей теме. Разговор оказался напряженным, вопросы – острыми. «Неправильные» вывески снимают и увозят по ночам, без предупреждения, а потом еще и выставляют штрафы, говорили предприниматели. «Город уже несколько лет занимается воровством вывесок по ночам», - заявила основатель сети семейных кафе-кондитерских «АндерСон»,  председатель Комитета по женскому предпринимательству Московского отделения «Опоры России» Анастасия ТАТУЛОВА. По её словам, надо давать владельцу вывески уведомление, срок на исправление, если что-то не так. «И надо, чтобы предприниматель точно это уведомление успел получить», - добавила Анастасия.

«Мы пришли рассказать, как город видит эту ситуацию», - заверил  заместитель руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы  Александр ИСАЕВИЧ. Ответы на вопросы и комментарии представителей власти сводились к тому, что их действия регламентированы упомянутым постановлением № 902.

Вопросы были, например, такие. «Рядом со мной разместился бизнес, который занял моё место (для вывески), хотя не размещён по этому адресу. Я сижу по этому адресу – и разместить не могу». Ответила  начальник инспекции по контролю за состоянием художественного оформления и рекламы  Эльвира НИКОЛАЕВА: «Весь контроль – чисто визуальный…Я не вхожу в помещение и не смотрю документы». И добавила: «Если вы представите документы, что вы фактически занимаете эту площадь, мы эту консоль уберём».

 

Вопрос: «А подсвечивать (вывеску) можно?». Ответ – да, но «не мигать и не мерцать».

Один из выступавших предпринимателей предложил добровольно согласовывать вывеску с городскими властями. И ещё: «Почему бы не придумать ресурс для предпринимателей, где уведомлять (о предстоящем демонтаже)?». Автор этих предложений пояснил: «Вывеска ночью исчезает, и неизвестно, то ли её украли, то ли демонтировали за нарушения…». Реплики из зала -- в поддержку: «Надо сначала предупредить, а потом демонтировать… Все штрафуют кому не лень!».

Вопрос хозяйки небольшого автосервиса: «Работаем двадцать лет на одном месте. Три года назад сняли вывеску (с ограждения), и бизнес просел. Могу на забор повесить? Могу на свой автомобиль?». Эльвира Николаева ответила: мы выпустили правила, встречались, объясняли требования, новый порядок. «Статья жесткая очень, не предусматривает предупреждения», - констатировала она. На забор вешать – нельзя. А на автомобиль? Тоже нельзя: «Это не информационная конструкция».

 

«Забор – это не ваше место деятельности»

Кульминацией встречи стало выступление предпринимателя с громким голосом, не стеснявшегося в выражениях: «Вы можете отнять у меня вывеску, но я скажу. То, что вы делаете – вы убиваете бизнес. Я не могу жить без рекламы. Какого (грубое существительное) у меня мою собственность срезают? …Отмените свои (грубое прилагательное) правила! Меняйтесь срочно! Надо развивать бизнес, а вы мешаете». Речь громогласного бизнесмена закончилась под общие аплодисменты. «Давайте по существу», - призвал Александр Исаевич. «А это по существу!», - раздался возглас из зала.

«Как только вывеска отсутствует, тут же проседает бизнес», -- заявила одна из выступавших. Строят метро, забором закрывают вывески. А можно ли временно разместить  вывеску на этом заборе? «Забор – это не ваше место деятельности», - ответила почти анекдотической фразой Юлия ФРОЛОВА, начальник Управления государственных услуг по комплексному благоустройству Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы. «Это же строительный забор – к вам не имеет отношения», - добавила она. Видимо, этот забор сильно огорчил участников дискуссии. Отчаянная реплика из зала: «Там бетонный забор, глухой!».

Что тут сказать? Власть действует в соответствии с постановлением № 902. Однако в части методов исполнения это выглядит как «бетонный забор, глухой», отделяющий регулирование от интересов бизнеса.

Предприниматели подчеркивали, что демонтаж вывесок особенно губителен, когда снижается покупательная способность потребителей, падает поток клиентов. Этот тезис поддержал Игорь БУХАРОВ, президент Федерации рестораторов и отельеров: «Я соглашусь, покупательная способность падает… Это большая проблема на сегодняшний день. Из-за этой стагнации мы практически не видим будущего».

«Помогать предпринимателю не сдохнуть…»

Анастасия Татулова предложила: когда идут работы по благоустройству города, перекладыванию плитки, строительству метро, и бизнес теряет поток клиентов, «давайте  придумаем какой-то механизм: как город будет в это время помогать предпринимателю не сдохнуть – он (бизнес) платит аренду, платит налоги…».

Было предложено разработать перемещаемые конструкции, на которых будут размещаться вывески на время ремонтно-строительных работ в городе, «если город хочет, чтобы остались здесь предприниматели». Реплика из зала: «Да не нужны им эти предприниматели!».

Суть двухчасового диалога сводится к неудовлетворенности действующими правилами игры, нарушением  прав собственности. Предложение, концентрирующее эту неудовлетворенность: «Может, прописать закон так, чтобы мы, люди, предприниматели, понимали его, и чтобы закон был в нашу пользу?».

Был поставлен вопрос с позиции одной из сторон правового государства: «Город выступает в виде главного субъекта гражданских отношений с предпринимателями. Город снимает вывеску и увозит – в правовом государстве так не поступают! Люди зарабатывают себе деньги тяжелым трудом. Вы тут сидите такие довольные, в дорогих костюмах… Решайте вопрос в правовом поле, как положено с чужой собственностью – через суд». Идею о решении вопроса через суд встретили аплодисментами.

Если вывески сносят – значит это кому-нибудь нужно?

Когда принималось постановление № 902, закладывался механизм изъятия вывесок, можно было  представить, примет ли это цивилизованные формы? Кому выгодно так рьяно исполнять регулирующий документ – внезапно, по ночам?

Защищать снос вывесок попытался представитель компании, которая их производит: «…жесткие меры  со стороны инспекции приносят результаты». Однако Анастасия Татулова возразила: «Сносят вывески, предприниматель вынужден заказывать новые – это выгодно производителям вывесок».

«Это не зомбирование, это инструмент…»

В начале встречи предпринимателям показали видеоролик об информационном портале. На белом фоне замелькали под музыку слова, написанные буро-коричневым цветом: «Идея», «Старт», «Обучение»…Тревожный возглас из зала: «А это не зомбирование?». «Это не зомбирование. Это инструмент», - успокоил Александр Исаевич.

Этот эпизод показывает: если снижается доверие к власти, то даже её полезные действия воспринимаются с опаской. ГБУ «Малый бизнес Москвы» проводит образовательные семинары во всех округах столицы, в бесплатном обучении участвует 100 тыс. человек в год. Эту информацию, в частности, и сообщал видеоролик. Но зачем нужны обучающие семинары тому, у кого срезали вывеску, упал поток клиентов, нет денег на возмещение ущерба от демонтажа, на новую вывеску? Остается махнуть рукой и закрыть дело. Не на это нацелена политика государства в сфере малого предпринимательства – ставится задача роста.

«Вести превентивную работу»

О превентивном подходе во взаимодействии с бизнесом говорил 20 июня президент страны в ходе «Прямой линии». Об этих призывах напомнила Анна БОРИСОВА, старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей Управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Москвы: «Наш президент сказал, что надо снижать барьеры и вести превентивную работу». Анна Борисова призвала представителей исполнительной власти уведомлять предпринимателей о возможном демонтаже вывески. Комментируя многостраничное постановление № 902, она признала: «Не все владельцы компаний имеют юридическое образование и понимают это постановление».

Предприниматели предложили изменить этот документ, предупреждать о сносе вывески за три месяца. А как иначе успеешь найти деньги на новую вывеску, заказать её изготовление и установить взамен старой? Ведь именно это должно стать результатом новых правил и подходов.

Говорят, добрые дела по ночам не делаются.  Вспоминается «ночь длинных ковшей», когда рушили бульдозерами торговые палатки. Срезают вывески тоже по ночам. Как при этом сохранить доверие предпринимательского сообщества? Неудивительно, что в стране растёт предложение по продаже бизнеса, а цены на него падают.

Как пишет РБК, эксперты сообщили о растущем желании россиян продать свой бизнес. «На фоне роста предложения стоимость выставленного на продажу бизнеса снизилась в среднем на 8%. Цены упали практически во всех сегментах рынка и в большинстве регионов страны».  В Москве, уточняется в публикации, остается самая высокая стоимость покупки бизнеса  — в среднем 4,14 млн. руб., и за год она увеличилась примерно на 1%. Зачем же ждать, пока вслед за потерей вывески люди начнут избавляться и от своего дела?

 

Любовь КИЗИЛОВА

Фото  «Свой проект»