Золотой щит

Поговорим о странностях товарного знака

16.08.2017

Как защитить свой товарный знак и зачем это делать начинающим бизнесменам, обсуждалось во вторник на очередном бесплатном семинаре для предпринимателей, организованном ГБУ «Малый бизнес Москвы» в Западном округе столицы.

Единственный и неповторимый

Зачем защищать товарный знак – пожалуй, сегодня нет нужды объяснять даже начинающим предпринимателям. Вы в творческих муках рождали название своей компании, потратили время и деньги, чтобы заказать профессиональному дизайнеру эффектный логотип… Только вышли на рынок – и вдруг, раз: кто-то нагло воспользовался вашими разработками, создает «клонов», да еще и претендует на приоритет. Как быть с бизнесом, с клиентами?

Никто не хочет оказаться в такой ситуации, и все понимают, что лучше ее предотвратить. Но как? И без семинаров понятно, что делать: заходи на сайт Роспатента, читай, как правильно подавать документы на защиту товарного знака, какой размер пошлин платить – и будет тебе счастье.

И все же есть ряд нюансов, о которых лучше расскажут профессионалы. Например, что же всё-таки считается товарным знаком – что, собственно, представляет собой предмет защиты? Этот и многие другие вопросы прояснил ведущий семинара Карен МУСАЕЛЯН, руководитель практики интеллектуальной собственности КПЦ «Верус».

В соответствии с ч.1 ст. 1477 Гражданского Кодекса РФ, товарный знак – это «обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Главный критерий товарного знака – это его отличимость ото всяких иных знаков, то есть некая индивидуализация, непохожесть, неповторимость. Ее-то мы и должны защищать. В соответствии с ч.1 ст. 15 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), «любое обозначение или любое сочетание обозначений, способное отличить товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг других предприятий, может быть товарным знаком».

Важно знать, что защитить товарный знак может только предприниматель, зарегистрированный как ИП или ООО, а отнюдь не физическое лицо.

Не защищен – замри и не дыши

И тут возникает первая серьезная коллизия (о которой не упоминалось на семинаре). Вы еще только создали свой товарный знак, начали регистрироваться как предприниматель. В документах на регистрацию вы обязаны указать название своей компании.

 

Пока вы регистрируетесь как предприниматель, ваше название компании спокойно может уплыть – ведь товарный знак еще не защищен… Отсюда вывод: в идеале -- никакой публичности, пока не зарегистрированы как предприниматель и никакой деятельности, пока не защитили свои товарные знаки.

Многоликий товарный знак

А какими вообще могут быть товарные знаки? Как следует из презентации, представленной на семинаре, в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы:

словесные обозначения; изобразительные; объемные; другие обозначения; комбинации различных видов обозначений (п.1 ст.1482 ГК РФ).

Более того, существует еще и система  нетрадиционных знаков, отличающих товар или услугу. К ним относятся: звуковые и световые признаки, вкусовые и обонятельные (запахи-знаки), тактильные, цветовые, динамические обозначения и т. д.

Например, упомянул докладчик, в Германии были разработаны шины, которые при торможении издают запах роз! Воистину мир товарных знаков чуден и многолик.

С цветовыми знаками возникали прецеденты. Например, юристам компании BP, известной автозаправками с жизнеутверждающим зеленым окрасом, пришлось доказывать в суде, что цвет для нее действительно является отличительным признаком: ведь когда водители мчатся по шоссе с большой скоростью, они тормозят у желаемой заправки, реагируя именно на цвет, не успевая различить иных признаков товарного знака.

Размытая общеизвестность

Итак, немаловажный вывод: главная проблема при регистрации товарного знака – это «установление различительной способности».

Однако «для установления появляется дополнительное требование к товарному знаку – известность среди потребителей, т.е. не каждый нетрадиционный товарный знак может быть зарегистрирован». А вот что такое известность, и тем более «общеизвестность» -- оказывается, определить трудно. По крайней мере, отвечая на вопрос о критериях о критериях общеизвестности, ведущий семинара заметил: «Любой товарный знак – это субъективно; критериев нет, всё размыто в различительной сфере». Есть социологические опросы, есть данные об объемах продаж, но нет четко определенных количественных критериев «общеизвестности».

При всей этой размытости имеется немаловажное обстоятельство:  обычный защищенный товарный знак действует десять лет (после чего надо продлевать защиту), а вот общеизвестный – бессрочно.

В России существует  не так уж много общеизвестных товарных знаков – не более двухсот.

Товар и бренд – что первично?

По данным немецкого исследовательского института М. Планка, 60% покупателей связывают товарный знак с определенным качеством товара; 30% -- с качеством и принадлежностью к определенной фирме. И только 10% не обращают внимания на товарный знак при выборе товара или услуги.

Эти данные позволяют сделать вывод, который содержится в представленной на семинаре презентации: «в глазах потребителей вовсе не производители являются субъектами рынка, а именно товарные знаки».

Отсюда еще одна странность, связанная с товарными знаками: нередко потребители платят завышенную цену именно не за сам товар, а за популярный бренд -- то есть раскрученный товарный знак.

Неудивительно, что презентация начиналась с цитаты: «Самое важное понятие в маркетинге – понятие бренда. Если вы не бренд – вы не существуете. Кто же вы тогда? Вы – обычный товар».  Это сказал Филип Котлер, профессор международного маркетинга Высшей школы менеджмента Дж. Л.Келлога при Северо-Западном университете США; магистр экономики в Чикагском университете и доктор философии. В марте 2014 Котлер был удостоен степени почётного доктора Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

Титулованный маркетолог предельно откровенен в этой цитате -- на грани цинизма. Получается, бренд важнее товара? А что же все-таки первично? Потребительские свойства получаемой покупателем продукции (услуги) или ее разрекламированность? Наверно, это могло бы стать темой для отдельного исследования.

В презентации были названы этапы пути от товарного знака к бренду:

1. Регистрация обозначения в качестве товарного знака.

2. Программирование товарного знака (реклама, контроль качества маркируемых товаров).

3. Создание бренд-имиджа -- бренд становится особенным коммерческим активом вне привязки к конкретным товарам (услугам).

Думается, здесь ключевые слова – «вне привязки к конкретным товарам (услугам)». Потребитель охотно клюет на эту удочку и выкладывает лишние деньги за «последнюю модель», за «новую коллекцию», за известный знак на одежде, часах или телефоне, выделяющий его из толпы и подающий сигнал определенному клану, касте, сообществу: «Я такой, как и вы, я -- свой!».

По версии Brand Finance, в 2017 году самыми дорогими брендами в мире были: Google – 109 млрд. долл., Apple – 107 млрд., Amazoncom – 106 млрд. Наш самый крупный банк, Сбербанк, занимает в этом рейтинге 157-е место  -- 9,1 млрд. долл.

Набор реальных преимуществ

Теперь рассмотрим, какие реальные преимущества дает предпринимателю защита товарного знака (кроме спасения от прямого воровства). В презентации были перечислены эти преимущества:

индивидуализация компании;

масштабирование бизнеса;

повышение стоимости бизнеса;

получение кредита под залог исключительного права на товарный знак;

компенсация в случае нарушения исключительных прав на товарный знак;

уверенность в правовой охране и защите от конкурентов;

исключительность использования произведенных товаров и оказанных услуг и уверенность в исключении возможности несанкционированного использования вашей интеллектуальной собственности;

продвижение на рынке – известный бренд привлекает потребителя к продукции и компании, повышая продажи;

оптимизация налогообложения – регистрация товарного знака дает его владельцу возможность путем перераспределения прибыли уменьшать налогооблагаемую базу;

учет товарного знака на бухгалтерском балансе организации в качестве актива;

легальная монополия на использование обозначения.

Теперь рассмотрим способы коммерциализации товарного знака, это тоже очень важно для предпринимателей:

займ денежных средств под обеспечение товарного знака (что не раз практиковала компания Disney);

лицензирование (то есть продажа лицензии другому производителю);

создание сети франшиз (продажа права работать под вашим товарным знаком другим предпринимателям;

отчуждение исключительного права на товарный знак (то есть, попросту, продажа вашего товарного знака);

вложение в капитал бренда.

Этапы большого пути

Наконец, обратимся к порядку регистрации товарного знака, временным и финансовым затратам, связанным с этим процессом – пожалуй, это самое важное для начинающего предпринимателя.

Первый шаг -- проверка чистоты товарного знака. Как ее провести? Наверно, надо просто посмотреть в интернете, существуют ли в избранной вами отрасли названия и логотипы, совпадающие с вашим.

Убедившись в том, что ничего подобного нет, подаете заявку на регистрацию товарного знака в Роспатент. Как это сделать и какие необходимы документы – все это можно узнать, заглянув на сайт этой организации.

За подачу в Роспатент заявки на регистрацию каждого товарного знака необходимо уплатить пошлину в размере 2 700 руб. Если вы подаете, например, заявку на регистрацию двух знаков – названия компании и ее логотипа – значит, вы заплатите дважды по 2 700 рублей.

Далее Роспантент осуществляет первый этап процесса регистрации: проводит формальную экспертизу. Попросту говоря, изучает правильность оформления поданных документов. На это уходит «месяц или больше», уточнил ведущий семинара.

В течение месяца после подачи заявки на регистрацию необходимо уплатить вторую пошлину, за проведение экспертизы обозначения заявленного в качестве товарного знака. За каждый знак – 11 500 руб., плюс 2 050 руб. за каждый дополнительный класс МКТУ (Международная классификация товаров и услуг  — их классификация, используемая для регистрации товарных знаков).

Затем наступает следующий этап -- экспертиза заявленного обозначения. Она, по словам ведущего семинара, может происходить восемь-девять месяцев. А может и дольше – если у вас в документах будут находить все новые и новые "неправильности" оформления.

После этого Роспатент принимает решение о государственной регистрации товарного знака. И тогда,   в случае положительного решения, надо заплатить третью пошлину – 16 200 рублей.

И вот происходит регистрация товарного знака, выдача свидетельства на него. Затем он вносится в реестр товарных знаков.

Срок действия обычного товарного знака – десять лет, причем  со дня подачи заявки, а не с момента получения свидетельства. После десяти лет надо продлевать защиту товарного знака и платить за это еще 20 тыс. рублей. Для общеизвестного товарного знака свидетельство выдается бессрочно.

Подведем итог, подсчитаем затраты времени и денег.

На всю процедуру уходит не менее года, а иногда и более. Затраты, даже в случае регистрации одного знака, составят:

2 700 + 11 500 + 16 200 = 30 400 рублей.

Соответственно, при регистрации нескольких знаков затраты возрастут (посчитайте сами, насколько).

Вот такая вырисовывается процедура открытия бизнеса. Вы выбираете вид деятельности, создаете название компании и логотип.  Регистрируетесь как ИП или ООО. Подаете документы на регистрацию товарного знака (знаков). Ждете год, платите минимум 30 тыс. рублей, которых еще не заработали.

За это время, рынок, на котором вы собирались работать, изменился -- на нем появились новые игроки, новые имена, новые продукты. Бизнес-план, который вы составляли год или полтора года назад, уже неактуален. Возможно, ваша бизнес-идея уже воплощена другими людьми.

Зеленые плоды не срывают!

Какие можно сделать выводы? Малый бизнес работает на динамично меняющихся рынках, в условиях высокой конкуренции. Поэтому все процедуры, связанные с его оформлением, должны быть более гибкими, мобильными и оперативными.

Во-вторых, представителю малого бизнеса (который пока еще не ездит на шинах, издающих запах роз) не с чего платить государству такие пошлины, он еще только становится на ноги. Поэтому было бы справедливо предоставлять предприятиям малого бизнеса льготы по размеру пошлин, а то и отменить их вообще для этой категории предпринимателей. Вот станет он на ноги, разовьется, начнет получать прибыль, будет платить налоги в казну. Но надо же дать ему вырасти! Зеленые плоды с дерева не срывают.

                                                                                                                                          Любовь КИЗИЛОВА

Иллюстрация: рядом с офисом «Сбербанка» появился как-то «Сбербар», причем с похожим слоганом: «Всегда рядом» -- «Еда рядом». Понятно, что просуществовал «Сбербар» недолго.

Для справки

Регистрация товарных знаков в странах ЕС стоит еще дороже, чем в России. Однако это слабое утешение – ведь и средний уровень зарплаты (а значит и уровень жизни) там в разы выше.

По данным некоторых источников, стоимость регистрации Торговой марки в Великобритании – от 1 590 евро (один класс).
Стоимость за дополнительный класс – 590 евро.

Стоимость регистрации товарного знака в Европе – от 3 690 евро (один класс).
Стоимость за дополнительный класс – 590 евро.

Если вы хотите зарегистрировать торговую марку дополнительно на логотип, то стоимость увеличивается на 150 евро.

Стандартно заявка рассматривается около двух месяцев с момента получения. 

Срок действия товарного знака в Великобритании составляет десять лет с момента первичной регистрации. Каждые десять лет товарный знак можно продлевать.

В настоящий момент товарный знак, зарегистрированный на территории ЕС, будет включать и Великобританию. В 2019 году, когда страна покинет Евросоюз, возможно, произойдут изменения в законодательстве в области интеллектуальной собственности.